Проектная деятельность как средство формирования информационной культуры обучающихся

учитель информатики, ГБОУ СОШ №654 им. А.Д. Фридмана, аспирант Института педагогики и психологии образования ГБОУ ВПО МГПУ, Москва

С наступлением XXI века человечество вошло в новую информационную стадию развития. Это отразилось на всех сферах жизнедеятельности, в том числе и на образовании. На смену знаниевой парадигме, когда учитель передавал готовые знания учащимся, на первый план выходит развитие активной познавательной деятельности обучающихся, когда школьник становится полноценным субъектом образовательного процесса и имеет право выбирать что, когда и в каком объеме ему изучать. Более того, в настоящее время идет глобальный процесс интеграции образования, строгие грани между школьными предметами постепенно размываются [1], представляя окружающий мир в своем единстве.

В этой связи естественным становится развитие тенденции внедрения проектной деятельности в учебный процесс. Однако, обучение, построенное таким образом, помимо обогащения новыми знаниями предполагает еще и наличие определенной информационной культуры, являющейся неотъемлемой частью культуры современного человека в целом.

Независимо от выбранной предметной области (будь то проект по истории математики или по танцам народов мира), обучающемуся под руководством учителя необходимо будет пройти и освоить все этапы создания проекта. Начиная от содержательных аспектов (отражающих умения работы с информацией), как то: выбор проблемы, правильная и лаконичная формулировка темы исследования, постановка целей и задач, работа с источниками и отбор материала, создание четкой структуры и последовательное изложение информации, убедительная аргументация и научный стиль изложения, умение строить гипотезы и делать выводы и т.д.  Заканчивая демонстрацией компьютерной грамотности, заключающейся в правильном оформлении своей работы: единый стиль (параметры полей, шрифта, абзацев); оформление титульного листа и списка литературы; правильное выделение цитат и организация ссылок на источники; целесообразное использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.

Последним этапом работы над проектом, чаще всего, является публичное выступление.  И снова мы возвращаемся к вопросу информационной культуры: грамотное построение и аргументированность речи, апеллирование к авторитетным  источникам, использование научных терминов, отсутствие слов-паразитов, умение донести основную мысль до широкой аудитории, умение выслушивать оппонентов и отвечать на вопросы из зала и т.д. Кроме того, на этом этапе часто бывает полезно представить основные тезисы исследования в виде презентации, к оформлению которой тоже есть свои требования [2, с.111], обязательные для соблюдения. К ним относятся: единый стиль оформления слайдов, крупный размер шрифта, контрастный цвет текста и фона, преобладание графики (обязательно хорошего качества), минимум текста, удобная навигация, оправданный подбор эффектов анимации и т.д.

Таким образом, мы видим, что сам процесс создания проекта неразрывно связан с проблемой формирования информационной культуры. Подобного рода умения не могут быть получены обучающимися «сами собой». И задача каждого руководителя проекта не только помогать своему подопечному в отборе содержания, но и не забывать о цели формирования культуры работы в информационной среде.

Список литературы: 

1. Самойлова Е.С., Интеграция школьных курсов информатики и математики в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». – 2013. – N 1. – С. 54–59.
2. Смагина Е.А., Проблемы формирования информационной культуры студентов. Балашиха, ИСЭПиМ, 2010, 121 с.

Код публикации: 

3055