С наступлением XXI века человечество вошло в новую информационную стадию развития. Это отразилось на всех сферах жизнедеятельности, в том числе и на образовании. На смену знаниевой парадигме, когда учитель передавал готовые знания учащимся, на первый план выходит развитие активной познавательной деятельности обучающихся, когда школьник становится полноценным субъектом образовательного процесса и имеет право выбирать что, когда и в каком объеме ему изучать. Более того, в настоящее время идет глобальный процесс интеграции образования, строгие грани между школьными предметами постепенно размываются [1], представляя окружающий мир в своем единстве.
В этой связи естественным становится развитие тенденции внедрения проектной деятельности в учебный процесс. Однако, обучение, построенное таким образом, помимо обогащения новыми знаниями предполагает еще и наличие определенной информационной культуры, являющейся неотъемлемой частью культуры современного человека в целом.
Независимо от выбранной предметной области (будь то проект по истории математики или по танцам народов мира), обучающемуся под руководством учителя необходимо будет пройти и освоить все этапы создания проекта. Начиная от содержательных аспектов (отражающих умения работы с информацией), как то: выбор проблемы, правильная и лаконичная формулировка темы исследования, постановка целей и задач, работа с источниками и отбор материала, создание четкой структуры и последовательное изложение информации, убедительная аргументация и научный стиль изложения, умение строить гипотезы и делать выводы и т.д. Заканчивая демонстрацией компьютерной грамотности, заключающейся в правильном оформлении своей работы: единый стиль (параметры полей, шрифта, абзацев); оформление титульного листа и списка литературы; правильное выделение цитат и организация ссылок на источники; целесообразное использование графиков, диаграмм, таблиц и т.д.
Последним этапом работы над проектом, чаще всего, является публичное выступление. И снова мы возвращаемся к вопросу информационной культуры: грамотное построение и аргументированность речи, апеллирование к авторитетным источникам, использование научных терминов, отсутствие слов-паразитов, умение донести основную мысль до широкой аудитории, умение выслушивать оппонентов и отвечать на вопросы из зала и т.д. Кроме того, на этом этапе часто бывает полезно представить основные тезисы исследования в виде презентации, к оформлению которой тоже есть свои требования [2, с.111], обязательные для соблюдения. К ним относятся: единый стиль оформления слайдов, крупный размер шрифта, контрастный цвет текста и фона, преобладание графики (обязательно хорошего качества), минимум текста, удобная навигация, оправданный подбор эффектов анимации и т.д.
Таким образом, мы видим, что сам процесс создания проекта неразрывно связан с проблемой формирования информационной культуры. Подобного рода умения не могут быть получены обучающимися «сами собой». И задача каждого руководителя проекта не только помогать своему подопечному в отборе содержания, но и не забывать о цели формирования культуры работы в информационной среде.