Повышение ИКТ-компетентности учителя при работе с программой «GeoGebra»

учитель информатики и ИКТ, МБОУ СОШ №8 , Щелковский муниципальный район, Московская область

На сегодняшний день развитие и повышение ИКТ-компетентности учителей довольно острая проблема.  Ежегодно происходит очередной скачок в развитии информационно-коммуникационных технологий. Как всегда, у учителя актуальны вопросы: как достучаться до ученика? Как разнообразить урок? Как привлечь к себе внимание? И т.д.

Как показал опрос среди учеников 9-11 классов, 81% опрошенных считают, что традиционный урок «устарел», интересней уроки с применением компьютерных технологий, где материал представлен в наглядном виде. Для того чтобы заинтересовать подрастающее поколение в том или ином предмете необходимо следовать современным запросам и тенденциям.

Под ИКТ-компетентностью учителя понимается процесс, направленный на обновление системы образования, одним из главных направлений которого является подготовка и переподготовка педагогических кадров к осуществлению педагогической деятельности на информационной основе.

Мною был проведен мастер-класс по одному из программных продуктов, который может стать интересным для учителей по программе «Geogebra» (http://www.geogebra.org). Данный программный продукт способствует применению деятельностного метода проведения уроков, а также повышению ИКТ-компетентности учителей в образовательном процессе. Для проведения урока необходимо иметь следующее оборудование: персональный компьютер, проектор, экран (при наличии – интерактивная доска).

GeoGebra — свободно распространяемая динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки. Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка (который, кстати, позволяет управлять и геометрическими построениями).

Программа написана Маркусом Хохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем). Переведена на 39 языков, и полностью поддерживает русский язык (http://www.geogebra.ru). В настоящее время довольно активно разрабатывается.

Программа на данный момент обладает следующими возможностями:

  1. Построение кривых (построение графиков функций y=f(x); построение кривых, заданных параметрически в декартовой системе координат y=f(t), y=g(t); построение конических сечений; построение геометрического места точек, зависящих от положения некоторой другой точки, принадлежащей какой-либо кривой или многоугольнику (инструмент Локус);
  2. Вычисления (действия с матрицами; вычисления с комплексными числами; нахождение точек пересечения кривых; статистические функции; аппроксимация множества точек кривой заданного вида);
  3. Работа с таблицами;
  4. Анимация.

Программа позволяет создавать Java-апплеты динамических чертежей для их включения в Веб-страницы.

В отличие от других программ для динамического манипулирования геометрическими обьектами, идея GeoGebra заключается в интерактивном сочетании геометрического, алгебраического и числового представления. Можно создавать конструкции с точками, векторами, линиями, коническими сечениями, а также математическими функциями, а затем динамически изменять их.  Кроме того, GeoGebra позволяет напрямую вводить уравнения и манипулировать координатами. Таким образом, можно легко составлять графики функций, работать со слайдерами для подбора необходимых параметров, искать символические производные, и использовать мощные команды вроде корня и последовательности.

Для запуска и использования программы GeoGebra необходимо приложение Java. Такая архитектура дает возможность запуска приложения в большинстве популярных операционных систем. И не только как отдельную программу, но и как онлайн-приложение.

Установить программы довольно просто: запускается дистрибютив, затем необходимо следовать по указаниям. Интерфейс GeoGebra прост, чист и понятен. Все сделано с математической точностью и геометрической аккуратностью.

На мастер-классе присутствующие имели возможность ознакомится с программой «Geogebra» через презентацию и просмотр видео, для того, чтобы кратко охарактеризовать основные идеи технологии. Также демонстрировались уже имеющиеся достижения по разным предметам при работе с указанной программой.  Таким образом, доказывалась результативность деятельности метода, свидетельствующая об эффективности технологии, на основе индивидуальной и групповой работы в рамках мастер-класса, также определились проблемы и перспективы во взаимодействии с программой. 

Представление системы учебных занятий включает в себя определения основных приемов работы, которые учитель демонстрировал обучающимся.  Также проводилась имитационная игра, во время которой учитель-мастер проводил учебное занятие со слушателями, демонстрируя приемы эффективной работы с учащимися. На этапе моделирования слушатели могут самостоятельно разработать  собственную модель урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполнил роль консультанта, организовал самостоятельную деятельность слушателей и управлял ею.  Для того чтобы подвести итоги, проводилась рефлексия в виде дискуссии по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей, а также заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям.

В результате мастер-класса слушатели были ознакомлены с программой «Geogebra», которая имеет практическую значимость в проведении уроков при наличии персонального компьютера, экрана и монитора. При использовании данной программы урок становится более ярким, наглядным, легким в восприятии для учеников.

Данный мастер-класс направлен на учителей математики, физики, информатики и ИКТ, химии, географии для модернизации знаний и повышения ИКТ-компетентности в виде ознакомления с программой «Geogebra» на основе деятельностного метода, целостности педагогического процесса и единства разностороннего развития, дальнейшего обучения и воспитания учащихся. 

Код публикации: 

3058