Информационные технологии как средство формирования представлений о математике как универсальном языке науки

учитель математики, школа №797, Москва
учитель математики, школа №1483, Москва

В образовательных стандартах нового поколения сформулированы требования к образовательным результатам, среди которых: «формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления»[2]. Эффективным средством вовлечения ребят «в исследовательские проекты и творческие занятия» [1] развития навыков сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками,  включая проектирование и исследование, являются конкурсы и олимпиады.

Опираясь на существующий опыт проведения командных математических конкурсов, авторы разработки интеллектуальной игры «Математический праздник» внесли дополнения в соответствии с собственным видением образовательных и развивающих целей подобных мероприятий. Составной частью подготовки к участию в интеллектуальной игре является реализация проекта по заданной тематике прикладного математического значения, что не только позволяет ребятам приобрести опыт математического исследования и проектирования в сотрудничестве со сверстниками и учителями, но и является фактором определяющим сплочённость команды и её готовность к совместному решению задач. Основным продуктом проекта является презентация, созданная в программе PowerPoint.

Тематика проектов выбирается таким образом, что бы в процессе их реализации происходило приобщение ребят к решению самых острых проблем современности в различных сферах жизнедеятельности человека. С 2011 по 2013 год проекты участников конкурса были объединены темами «Ресурсосберегающий дом», «Технологии для повышения качества жизни школьника», «Строим город будущего».

Формат разработанного конкурсного мероприятия, его динамичность, обуславливает необходимость того, что бы были разработаны принципиально новые требования к ученическим проектам и критерии их оценки, которые направлены на поощрение хорошего владения информационными технологиями не только для оптимального представления результатов, но и для проведения исследований в процессе работы над проектом. На защиту проекта отводится 3 минуты. Оцениваются проекты по пяти критериям: 1) наличие чётко сформулированной проблемы; 2) грамотно сформулирована цель проекта; 3) наличие исследования математических моделей, расчётов, соответствующих цели проекта; 4) наличие расчётов, подтверждающих результативность проекта и его реалистичность;  5) наглядность представления (графики, диаграммы).

Задачи для второго этапа интеллектуальной игры составляются и подбираются в соответствии с общей темой проектов, что придаёт логическую завершенность всему мероприятию, позволяет проявить учащимся осведомлённость в изученном вопросе, способствует осознанию значения математики в повседневной жизни.

Первый опыт проведения окружной интеллектуальной игры «Математический праздник» оправдал ожидание авторов разработки, что математический конкурс в форме командной игры вызовет большой интерес и положительный отклик среди учителей и учеников. Введение в конкурс защиты проекта придало ему дополнительную привлекательность, стимулировало развитие проектной и исследовательской деятельности в округе.

Список литературы: 

1. Концепция национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утверждённая Президентом Российской Федерации Д. Медведевым 04 февраля 2010 г., Пр-271 1.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

Код публикации: 

3062