Развитие универсальных учебных действий (УУД) школьников на интегрированных уроках информатики и английского языка в рамках межпредметной учебной деятельности

учитель информатики, ГБОУ СОШ №1143, Москва
канд. педаг. наук, учитель английского языка, высшей категории, ГБОУ СОШ №1143, Москва

Развитие универсальных учебных действий школьников - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптации к новейшим системам обучения. Использование современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения. Однако нужно отметить, что применение информационных технологий невозможно без усвоения «компьютерного» английского языка. Таким образом, на современном  этапе школьного обучения становится актуальной совместная работа учителей информатики и английского языка.

В ГБОУ  СОШ №1143 интегрированные уроки по информатике и английскому языку проводятся в рамках экспериментальной работы по созданию организационно-педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся в старшей школе. Уроки строятся на базе модуль-блочной системы, позволяющей реализовать технологии вариативного обучения: разноуровневое, обучение без отстающих, технологии критического мышления и др.  На занятиях учащиеся проверяют и корректируют свой лексический запас при помощи специально разработанной компьютерной программы, создают мультимедийные продукты на английском языке, взаимооценивают их, обсуждая в парах и группах. Школьники выполняли ряд проектов-презентаций с общей темой “Страны и столицы Евросоюза”.

Разработка и реализация таких работ преследовала несколько целей: организовать учебную и внеучебную деятельность по проектному принципу, повысить лингвострановедческую и социокультурную компетенцию школьников,  обеспечить внедрение личностно-ориентированного подхода в образовании, развивать творческие способности учащихся.

Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать  вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка  путем овладения навыками работы с современными компьютерными программами. Качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний с помощью компьютерных упражнений, развиваются речевые умения при работе с программами мультимедиа, появляется возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку за счет использования интерактивных компьютерных сред. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.

Таким образом, процесс развития УУД школьников будет более эффективным, если: организовать систематичное блочное проведение интегрированных уроков английского языка и информатики в 10-11 классах; проводить закрепление и контроль изучения английской лексики  и грамматики с помощью специальных тестовых компьютерных программ; обучать учащихся созданию презентаций различного уровня сложности в соответствии с темами программы; внедрить дифференцированный подход к овладению материалом, используя технологии полного усвоения и разноуровневого обучения и другие технологии вариативного обучения.

Список литературы: 

1. Пикан В.В. Управление вариативным образованием в школе: Монография.-М.: АПК и ППРО, 2008.
2. Панасюк В.П. Школа и качество: выбор будущего: СПб.: КАРО, 2003.
3. Угринович Н.Д. Windows-CD. Компьютерный практикум на CD-ROM: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
4. Биболетова М.З., Бабулис Е.Е. Английский язык: Английский с удовольствием/ Enjoy English: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – 2е изд., испр.- Обнинск: Титул, 2011.

Код публикации: 

3064