Развитие универсальных учебных действий школьников - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптации к новейшим системам обучения. Использование современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения. Однако нужно отметить, что применение информационных технологий невозможно без усвоения «компьютерного» английского языка. Таким образом, на современном этапе школьного обучения становится актуальной совместная работа учителей информатики и английского языка.
В ГБОУ СОШ №1143 интегрированные уроки по информатике и английскому языку проводятся в рамках экспериментальной работы по созданию организационно-педагогических условий для формирования и развития универсальных учебных действий учащихся в старшей школе. Уроки строятся на базе модуль-блочной системы, позволяющей реализовать технологии вариативного обучения: разноуровневое, обучение без отстающих, технологии критического мышления и др. На занятиях учащиеся проверяют и корректируют свой лексический запас при помощи специально разработанной компьютерной программы, создают мультимедийные продукты на английском языке, взаимооценивают их, обсуждая в парах и группах. Школьники выполняли ряд проектов-презентаций с общей темой “Страны и столицы Евросоюза”.
Разработка и реализация таких работ преследовала несколько целей: организовать учебную и внеучебную деятельность по проектному принципу, повысить лингвострановедческую и социокультурную компетенцию школьников, обеспечить внедрение личностно-ориентированного подхода в образовании, развивать творческие способности учащихся.
Результаты учебной деятельности школьников позволяют сделать вывод о росте их познавательной активности к процессу изучения английского языка путем овладения навыками работы с современными компьютерными программами. Качественно улучшается процесс приобретения учащимися лексико-грамматических знаний с помощью компьютерных упражнений, развиваются речевые умения при работе с программами мультимедиа, появляется возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения английскому языку за счет использования интерактивных компьютерных сред. Все это способствует развитию познавательных, информационных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся.
Таким образом, процесс развития УУД школьников будет более эффективным, если: организовать систематичное блочное проведение интегрированных уроков английского языка и информатики в 10-11 классах; проводить закрепление и контроль изучения английской лексики и грамматики с помощью специальных тестовых компьютерных программ; обучать учащихся созданию презентаций различного уровня сложности в соответствии с темами программы; внедрить дифференцированный подход к овладению материалом, используя технологии полного усвоения и разноуровневого обучения и другие технологии вариативного обучения.