Использование информационных технологий в межпредметной проектной деятельности

учитель информатики, МБОУ Гимназия №2

 «Статистика знает всё»
Илья Ильф и Евгений Петров. «Золотой теленок»

«Статистика – это наука, она не терпит приблизительности»
к/ф «Служебный роман»

В современном мире не использовать современные технологии просто невозможно. С каждым днем к человеку предъявляются жизнью все новые требования, поэтому процессы обновления содержания образования, а значит и программ, являются объективной необходимостью. В связи с этим актуальна и необходима разработка структуры и определение содержания элективного курса "Основы статистики" с использованием информационных технологий.

Статистика, как таковая, не включалась до настоящего времени в школьный курс математики и информатики.  Познакомившись со статистикой, можно убедиться, что с помощью её методов можно изучить отношение учащихся школы к школьной математике, узнать, какие теоремы из алгебры и геометрии запомнились ребятам больше всего, какие теоретические вопросы изучаются легко, а какие вызывают трудности. А так же как использовать информационные технологии для решения данных задач.

Термин «статистика» произошел от латинского слова «статус» (status), что означает «определенное положение вещей», «состояние». Впервые этот термин был введен Готфридом Ахенвалем и первоначально употреблялся в значении слова «государствоведение».

Математическая статистика бурно развивается и в настоящее время. Так, за последние 40 лет можно выделить четыре принципиально новых направления исследований:

  1. разработка и внедрение математических методов планирования      экспериментов;
  2. развитие статистики объектов нечисловой природы как самостоятельного направления в прикладной математической статистике;
  3. развитие статистических методов, устойчивых по отношению к малым отклонениям от используемой вероятностной модели;
  4. широкое развертывание работ по созданию компьютерных пакетов программ, предназначенных для проведения статистического анализа данных.

Опыт проведения занятий показал, как велика роль задач с использованием  сведений из теории вероятности как средства развития мышления учащихся, формирования приемов умственной деятельности, кроме этого поддерживается на достаточно высоком уровне познавательный интерес учащихся и к математике, и к информатике, идет укрепление межпредметных связей.

Использование информационных технологий (ИТ) приветствуется при изучении данного курса. ИТ могут использоваться обучающимися при решении поставленных задач, при выполнении расчетов, для построения статистических таблиц, диаграмм и графиков.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

Тема

 

Предмет и метод статистической науки

1

Статистика как наука

2

Предмет статистической науки. Методы статистики

3

Среднее арифметическое, размах, мода и медиана

4

Сбор и группировка статистических данных.  Частота

5

Дисперсия – главный свидетель разброса данных

6

Создание проекта, исследовательская работа

 

Статистическое наблюдение

7

Понятие о статистической информации. Основные организационные формы, виды и способы статистического наблюдения.      

8

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

9

Создание проекта, исследовательская работа

 

Статистическая сводка. Группировка. Таблицы     

10

Понятия о статистической сводке

11

Методологические вопросы статистических группировок, их значение в экономическом исследовании

12

Задачи статистических группировок и их виды

13

Статистические таблицы.

 

Решение прикладных задач в электронных таблицах Excel

14

Решение прикладных задач

15

Построение графиков и диаграмм

16

Прогнозирование

17

Создание проекта, исследовательская работа

18

Итоговое занятие

 

В рамках рассматриваемой проблемы мы акцентируем внимание на роли межпредметных связей математики и информатики в процессе формирования специальных компетентностей. Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности. Обобщенность же дает возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и в производственной деятельности. С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Код публикации: 

3066