Использование информационных технологий в работе научного общества школьников

учитель математики, ГБОУ СОШ №2063, Москва

В Концепции модернизации Российского образования и  Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь,   подразумевают вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику  развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.Большая роль при этом отводится математике. Приобщение учащихся к исследовательской деятельности начинается, как правило, в старших классах, в то же время психологические исследования показывают, что раннее включение в творческий процесс положительно влияет не только на формирование интеллектуальных и творческих способностей, но развивает позитивные качества личности ребёнка.

Научное общество учеников «Наукоград» работает в нашей школе с 2003 года. Уровень владения школьниками информационно-коммуникационными технологиями делает возможным организовать проектную деятельность, используя данные навыки учащихся, уже с 8-го класса. В работе школьного научного общества принимают активное участие ученики 8-11 классов. Они активно, с интересом занимаются исследовательской работой, участвуют в конкурсах, играх, выступают на конференциях. Родители обязательно приглашаются на проведение любого мероприятия.

Применения учебно-исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет четкого планирования работы, повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком. Учащиеся формируют умение работать с информацией для создания проекта, осваивают на более высоком уровне программное обеспечение, учатся исследовать, выдвигать свои идеи, анализировать информацию, делать обобщения, выводы, осваивают различные формы отчета о проделанной работе. Мультимедиа технология позволяет развить у учащихся навык самопрезентации и публичных выступлений: речевое мастерство и способы снятия эмоционального напряжения перед выступлением.  Информационные технологии позволяют создать условия для активизации познавательной деятельности учащихся, а значит, у ребят возникает необходимость в самообразовании, саморазвитии.

При подготовке проектов формируются группы учащихся (по желанию) для работы по различным направлениям. Особый интерес у учащихся вызывают те проекты, в которых решаются задачи из различных школьных предметов. Разнообразие тем позволяет привлечь к работе большое количество детей не только интересующихся математикой, но и гуманитариев. Группы формируются учителем так, чтобы в каждой группе был сильный ученик по геометрии, по алгебре, по информатике и часто наблюдаешь, как одни, разобравшись в математической составляющей вопроса, обучают других, а те в свою очередь помогают представить материал в виде презентации.

На первом этапе подготовки проектов идёт подбор и сортировка материала. Ребята работают с энциклопедиями, с задачниками, книгами, со статьями из Интернет. В группах происходит процесс самоорганизации, определяются роли каждого участника: кто-то отбирает материал, кто-то проводит исследовательскую работу, кто-то создаёт презентацию, а кто-то готовит устное выступление.

На втором этапе, когда начинается обработка информации и создание презентаций, на первый план выходит сотрудничество среди всех участников. Работая в микрогруппах, ребята помогают друг другу, естественным образом происходит процесс взаимообучения. Особенно важным является возникающее в процессе работы сотрудничество между учителем и учениками, когда учитель воспринимается не как оценщик результата работы, а как участник общего дела. Поэтому все участники проекта ощущают себя единой командой. Во время доработки презентаций нельзя было не заметить, как изменилось отношение к некоторым не очень успешным в математике ребятам, как более уверенными стали они сами, если их роль в группе была значимой.

Из года в год работать над проектами становиться легче, так как уровень владения компьютерными технологиями возрастает, в группах быстрее распределяются обязанности. Формой отчёта работы над проектами является участие в школьном ежегодном «Фестивале проектов», в Международном конкурсе  «Математика и проектирование», в Ярмарке идей МФЮА, Всероссийском Фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» и др. конкурсах.

Конечно, работа над проектами требует большого затрата времени, приходиться многому учиться, но результат того стоит.

Список литературы: 

1. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в работе научного общества школьников // Итоговый сборник ХХIII Международной конференции «Применение инновационных технологий в образовании» (г.Троицк, 2012 г.).
2. Применение компьютерных технологий в преподавании математики // Итоговые материалы ХХI Международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (г.Троицк, 2010 г.).
3. Болотов, В. А., Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. С. 8-14.

Код публикации: 

3068