Проектная деятельность учащихся (из опыта работы)

учитель информатики, ГБОУ СОШ № 1096, Москва

Немецкий педагог А. Флитнер
определил технологию проектов как процесс,
в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки.

Технология проектной деятельности - одна из самых прогрессивных техно­логий, которая  позволяет создавать условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала учащихся. Проект как педагогическая тех­нология реализуется в учебной работе, во внеклассной работе, в системе дополнительного образования, в управленческой деятельности. Од­ним из результатов изучения курса информатики является возмож­ность си­стематического использования методов и средств информационных техно­логий при изучении всех школьных предметов. Новые информационные (компьютерные) технологии открыли совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Богатейшие возможности представления информации на ком­пьютере позволяют неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы. Интеграция осуществляется на ос­нове общего вида деятельности (вовлече­ние в исследовательскую работу, коллективное проектирование).

Специфика  использования проектного метода в контексте нашей школы состоит в том, что работа над проектами ведётся командами учащихся с применением компьютерных техноло­гий. Компьютерные программные средства  используются  на всех этапах проектной деятельности для поиска и отбора  информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся (мультимедийные презентации в среде Microsoft  Power  Point; видеофильмы; Web-сайты на языке разметки гипертекста  HTML; проекты в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic, разработанное про­граммное обеспечение по вопросам компьютерной безопасности, по реализации алгоритма шифрования, основанного на гаммировании, симметричного и асимметричного шифрования, криптосистемы RSA) включена в учебный процесс и носит интегрирован­ный характер (информатика + математика, информатика + физика,  информатика +география, информатика + русский язык, информатика+ экономика, информатика + мхк).

В течении учебного года учащимися  школы выполняется   большое количество  различных проектов, примерная тематика которых охватывает следующие области: природа родного края, растительный и животный мир Подмосковья, история моего города, памятники архитектуры, памятники природы, экологические плакаты, компьютерная безопасность, защита информации, учебные про­граммы по предметам. Деятельность по работе над проектом  включает в себя: формулировку проблемы; постановку целей и задач; организацию деятельности групп; определение роли каждого в группе; планирование деятельности; осуществление  деятельности: самостоятельную деятельность учащихся (сбор  и обработка информации, поэтапное выполнение проекта, оформление проекта); консультации учителя; репетицию  презентации.

Обязательно проводится  конкурс проектов, который  вызывает  живой интерес у команд подростков. Среда конструи­рования презентаций предоставляет прекрасные возможности для создания собственных компьютерных альбомов: вставка векторной и растровой гра­фики, настройка гипертекстовых ссылок, создание анимации, включение звукового сопровождения и эффекта перехода слайдов. На уроках учащиеся знакомятся  с концепцией производства мультимедийных продуктов и осно­вами создания мультимедийных презентаций, которые позволяют создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, доклады, рефе­раты, проекты. При создании презентации каждый разработчик выступает и как автор интриги (сценарист), режиссёр, худож­ник и исполнитель.

Особенность проектов состоит в том, что разработанные учащимися продукты используются  в качестве дидактических средств на уроках по различным предметам.

Большой интерес вызывают проектные работы  по  актуальным во­просам компьютерной безопасности. В настоящее время обеспечению без­опасности информации уделяется серьёзное  внимание, и подготовка спе­циалистов в этой области особенно важна.  Разработаны учащимися 10 и 11 классов проектные работы "Симметричное шифрова­ние - гаммирование"  и "Симметричное и асимметричное шифрование", ко­торые стали победителями международных  конференций по информационной безопасности; научных конференций молодых исследова­телей «Шаг в будущее. Москва»; научно-исследовательской  конференции «Математика: знание и реальность”; научно-практической технической кон­ференции «Исследуем и проектируем».

Проекты выполнены с применением уча­щимися знаний, полученных на уроках  информатики,  на уроках по инфор­мационным технологиям, интегрированных уроках, специальных занятиях по проектной деятельности, факультативных занятиях. Совершенствуя и развивая предложенные идеи, можно создавать новые общественно-полез­ные проекты.  Широкое применение компьютерных программных средств позволяет  повысить качество и эффективность работы учащихся.

Список литературы: 

1. Ставрова О.Б. Использование компьютеров в школьных проектах / О.Б. Ставрова. - Москва: Изд-во «Интеллект-Центр», 2005. - 95 с.
2. Тюрберт С. Метод проектов. Теоретическая предпосылка и практика / C. Тюрберт. - М.: Товарищество "Мир", 1925. - 64 с.
3. Окунев А.А. Как учить не уча. / А.А. Окунев. – СПб.: Питер Пресс, 1996. - 448 с.
4. Толстых Н.Н., Гончарова И.В. Психологическое сопровождение введения компьютерных технологий в процесс обучения / Н.Н.Толстых, И.В. Гончарова. – Москва: Издательский дом «Первое сентября», 2006.

Код публикации: 

3071