Немецкий педагог А. Флитнер
определил технологию проектов как процесс,
в котором обязательно участвуют ум, сердце и руки.
Технология проектной деятельности - одна из самых прогрессивных технологий, которая позволяет создавать условия для развития познавательных интересов, творческого потенциала учащихся. Проект как педагогическая технология реализуется в учебной работе, во внеклассной работе, в системе дополнительного образования, в управленческой деятельности. Одним из результатов изучения курса информатики является возможность систематического использования методов и средств информационных технологий при изучении всех школьных предметов. Новые информационные (компьютерные) технологии открыли совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют неограниченно обогащать содержание образования, включая в него интегрированные курсы. Интеграция осуществляется на основе общего вида деятельности (вовлечение в исследовательскую работу, коллективное проектирование).
Специфика использования проектного метода в контексте нашей школы состоит в том, что работа над проектами ведётся командами учащихся с применением компьютерных технологий. Компьютерные программные средства используются на всех этапах проектной деятельности для поиска и отбора информации, моделирования и проектирования объекта, оформления документации, презентации проекта. Проектно-исследовательская деятельность учащихся (мультимедийные презентации в среде Microsoft Power Point; видеофильмы; Web-сайты на языке разметки гипертекста HTML; проекты в среде объектно-ориентированного программирования Visual Basic, разработанное программное обеспечение по вопросам компьютерной безопасности, по реализации алгоритма шифрования, основанного на гаммировании, симметричного и асимметричного шифрования, криптосистемы RSA) включена в учебный процесс и носит интегрированный характер (информатика + математика, информатика + физика, информатика +география, информатика + русский язык, информатика+ экономика, информатика + мхк).
В течении учебного года учащимися школы выполняется большое количество различных проектов, примерная тематика которых охватывает следующие области: природа родного края, растительный и животный мир Подмосковья, история моего города, памятники архитектуры, памятники природы, экологические плакаты, компьютерная безопасность, защита информации, учебные программы по предметам. Деятельность по работе над проектом включает в себя: формулировку проблемы; постановку целей и задач; организацию деятельности групп; определение роли каждого в группе; планирование деятельности; осуществление деятельности: самостоятельную деятельность учащихся (сбор и обработка информации, поэтапное выполнение проекта, оформление проекта); консультации учителя; репетицию презентации.
Обязательно проводится конкурс проектов, который вызывает живой интерес у команд подростков. Среда конструирования презентаций предоставляет прекрасные возможности для создания собственных компьютерных альбомов: вставка векторной и растровой графики, настройка гипертекстовых ссылок, создание анимации, включение звукового сопровождения и эффекта перехода слайдов. На уроках учащиеся знакомятся с концепцией производства мультимедийных продуктов и основами создания мультимедийных презентаций, которые позволяют создавать и демонстрировать учебные и справочные слайд-фильмы, доклады, рефераты, проекты. При создании презентации каждый разработчик выступает и как автор интриги (сценарист), режиссёр, художник и исполнитель.
Особенность проектов состоит в том, что разработанные учащимися продукты используются в качестве дидактических средств на уроках по различным предметам.
Большой интерес вызывают проектные работы по актуальным вопросам компьютерной безопасности. В настоящее время обеспечению безопасности информации уделяется серьёзное внимание, и подготовка специалистов в этой области особенно важна. Разработаны учащимися 10 и 11 классов проектные работы "Симметричное шифрование - гаммирование" и "Симметричное и асимметричное шифрование", которые стали победителями международных конференций по информационной безопасности; научных конференций молодых исследователей «Шаг в будущее. Москва»; научно-исследовательской конференции «Математика: знание и реальность”; научно-практической технической конференции «Исследуем и проектируем».
Проекты выполнены с применением учащимися знаний, полученных на уроках информатики, на уроках по информационным технологиям, интегрированных уроках, специальных занятиях по проектной деятельности, факультативных занятиях. Совершенствуя и развивая предложенные идеи, можно создавать новые общественно-полезные проекты. Широкое применение компьютерных программных средств позволяет повысить качество и эффективность работы учащихся.