Усвоение знаний стандартов по любому предмету мы называем базовым уровнем. И наша задача, как учителя, чтобы этот стандарт знаний закрепился в умах каждого ребёнка. Уходя с урока, наши дети уносят эти знания и одним из элементов которых являются опорные конспекты.
Сегодня интернет предоставляет нам возможность взять готовый урок, презентацию, конспект, однако я глубоко убеждена, что конспект учителя для каждого класса индивидуален. И я как учитель, обращаюсь к опыту своих коллег, но считаю урок более качественным и продуманным, тот который сделан собственными руками и продуман лично каждым учителем под класс.
И для меня помощником в создании этих опорных конспектов является компьютер и интерактивная доска и ЦОР.
В чем же её плюсы, в отличие от традиционной доски?
Интерактивная доска – это гибкий инструмент, совмещающий в себе простоту обычной маркерной доски с возможностями компьютера. В комбинации с мультимедиа проектором, данная доска становится большим интерактивным экраном, одним прикосновением к поверхности которого, можно открыть любое компьютерное приложение или страничку в Интернете, демонстрировать нужную информацию или просто рисовать и писать. Все, что нарисовано или написано во время проведения занятия, можно сохранить в виде компьютерных файлов, распечатать, послать по электронной почте, сохранить в виде Web-страниц и разместить их в Интернете.
Наблюдения показывают, что при использовании интерактивной доски увеличивается мотивация и интерес к образовательному процессу, учащиеся более внимательны, увлечены и заинтересованы в уроке, чем при работе на обычной доске. Кроме того, исследователи утверждают, что рассеянные ученики лучше всего воспринимают информацию, размещенную на телевизионном или компьютерном экране, и интерактивная доска отвечает этим требованиям.
Таким образом, по нашему мнению, использование интерактивной доски и образовательных ресурсов позволяют решать следующие задачи при организации образовательного процесса:
Уйти от привнесенной компьютерной культурой чисто презентационной формы подачи материала.
Позволяют экономить время занятия за счет отказа от конспектирования материала. Ученики по окончании занятия получают файл с его записью, который можно дома просмотреть на ПК в пошаговом режиме. При этом не только доступны предлагаемые преподавателем иллюстрации и записи, но и правильно воспроизводится последовательность его действий у доски.
Повышают эффективность подачи материала. Проектор выводит на поверхность интерактивной доски заранее подобранную преподавателем фоновую картинку или фоновое слайд-шоу. Акустические системы создают в аудитории нужный фоновый звук, а преподавателю остается позаботиться о содержательной части материала, он может, скажем, писать или рисовать на интерактивной доске.
С использованием интерактивных досок и ЦОР сокращается время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятию, вместе с тем улучшается качество обучения за счет нового способа изложения и подготовки материала урока.
Представление материала на интерактивной доске в сочетании с индивидуальной работой в компьютерном классе позволяет добиться уникальных результатов обучаемости.
Их можно немедленно проверить при помощи контрольных вопросов (как общих на интерактивной доске, так и тестовых на персональном компьютере или готовых ЦОР) – простых, но требующих активного восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов.
При традиционном обучении осуществить такую проверку у всех учащихся класса практически невозможно.
Интерактивные технологии изменяют характер образования. Используя интерактивную доску и ЦОР, обучаемый сам активно участвует в исследовательском процессе.
Интерактивные технологии влияют на оснащение образовательных учреждений.
Где взять в каждой школе атомные весы, картографическую лабораторию по географии, установку по производству серной кислоты, и как заставить каждого ученика выступать в роли исследователя? Кроме того, все это должно быть безопасным, не ломаться, собираться и разбираться, и все это в рамках 40 мин урока!
Коллекции примеров по различным дисциплинам образовательной программы, иллюстрирующих применение интерактивной доски и технологии интерактивного медиа, представлены в самых различных педагогических жанрах:
- демонстрация (учащемуся предлагается изучить объект, рассматривая его со всех сторон до мельчайших деталей, с возможностью увеличить его размеры);
- моделирование (учащийся на основе готовой модели создает другие, вводя новые данные, условия, управляющие воздействия, параметры);
- конструирование (учащемуся предоставляется возможность собирать новые объекты из интерактивной коллекции моделей);
- решение задач (технологии, позволяющие отрабатывать навыки решения задач и поиска выхода в различных ситуациях);
- исследовательская работа (учащиеся могут самостоятельно изучить предложенную модель, тем самым отрабатывается умение делать наблюдения и выводы);
- тестирование (позволяет проверить знания учащегося по какой-либо определенной теме либо по всему пройденному курсу);
- тренаж (позволяет отработать различные умения и навыки).
Наша творческая группа предлагает, учитывая все плюсы интерактивной доски и ЦОР, выйти к педагогическому совету с таким предложением:
Создать свою собственную базу опорных конспектов и выкладывать их на школьном сайте в рубрике «Адресовано ученикам». Тем самым те дети, которые по различным причинам пропустили урок, могут войти на сайт школы и ознакомиться с темой и основными понятиями этого урока.
Наше ШМО в следующем году планирует продолжить работу по данной теме в следующем году, а также планирует создание собственных сайтов каждого учителя.
И в заключении хочется сказать:
По силе и глубине воздействия на аудиторию грамотно построенное занятие с использованием компьютера и интерактивной доски может сравниться с кино и театром. Однако от преподавателя для этого потребуются режиссерские знания и навыки. Впрочем, еще пару десятилетий назад фотография и видеосъемка были уделом избранных; возможно, в ближайшие годы в массы пойдет и режиссура. И тогда действительно каждый учитель, приходя в класс, будет чувствовать себя актёром на большой сцене…