В настоящее время в нашем государстве осуществляется реформирование системы образования. В общеобразовательные школы России постепенно внедряется новый ФГОС 2010г. Известно, что основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предлагает самостоятельное добывание знаний обучающимися. В связи с этим меняется парадигма образования и как следствие этого деятельность учащегося и учителя претерпевает изменения.
Как известно, процесс обучения включает две формы деятельности – это обучающая и обучаемая. Обучающей является деятельность учителя по организации процесса обучения, а обучаемой - деятельность учащихся в процессе обучения. Важно отметить, что в процессе обучения деятельность учителя и учащихся неразрывно взаимосвязана. Следовательно от того, какие цели ставит перед собой учитель и учащиеся, в конечном итоге будут зависеть результаты их деятельности. Однако следует обратить во внимание, что деятельность учителя и учащихся будет иметь свое содержанию и различаться на каждом конкретном этапе.
Исходя их этого представления можно утверждать, что реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии в общеобразовательной школе осуществляется через деятельность учителя и ученика на основных этапах образовательного процесса:
- анализ исходной ситуации;
- планирование работы;
- организация учебной работы;
- контроль и коррекция;
- анализ и оценка результатов обучения.
Рассмотрим реализацию системно-деятельностного подхода учителем в процессе обучения биологии на этапе «Организация учебной работы». В учебно-воспитательном процессе любого типа школ организация познавательной деятельности учащихся является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Проблема организации познавательной деятельности учащихся всегда была наиболее важной для педагогов. Данная проблема выдвигалась и рассматривалась учеными с давних времен. Многие из них делали попытки разрешить ее, исходя из социально-исторических условий своего времени.
Анализ методической литературы и школьной практики показал, что эффективность учебного процесса при обучении биологии зависит от организации учебного процесса и умелого рационального сочетания различных форм, методов, средств, в том числе и современных, обучения биологии.
Организуя учебный процесс, учитель определяет, какой вид познавательной деятельности учащихся станет преобладающим и каковы будут цели этой деятельности. В зависимости от этого деятельность учителя и учащихся имеет различную направленность.
Как показывает практика работы в школе, при объяснительно-иллюстративном обучении преобладающим является стремление учащихся воспроизвести материал как можно ближе и точнее к оригиналу. То есть знания, полученные в готовом виде из объяснения учителя, текста учебника и т.д. воспроизводятся практически дословно. В данном случае деятельность учителя, как правило, направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для запоминания, деятельность учащихся - на воспроизведение готовых знаний.
Творческий характер деятельности всегда обуславливается самостоятельностью индивидуума: чем больше творчества, тем больше самостоятельности. На современном этапе развития общества наиболее актуальным является творческий процесс деятельности. В таком виде деятельности успех работы учителя и учащихся будет напрямую зависеть от организаторских способностей учителя и его умения управлять процессом обучения.
Четкая и своевременная организация учителем-предметником учебно-познавательной деятельности и овладение основами управления по предмету биология позволит повысить уровень обученности школьников, что особенно важно в условиях реформы школы.
Следует отметить, что важным элементом организации учебного процесса по биологии является наличие методической системы в работе учителя. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения биологии возможна через методическую систему, основанную на индивидуально-групповой методике.
Модель методической системы, в основе которой лежит методика индивидуально-групповой работы, имеет существенные отличия от широко применяющихся групповых методик.
Во-первых, для предлагаемой системы характерно сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной познавательной деятельности учащихся.
Во-вторых, основной процесс познания, усвоения учебного материала, его контроль и коррекция происходит в ходе групповой работы, но оценка знаний, умений и навыков индивидуальна для каждого ученика.
Следует заметить, что ведущее место при индивидуально-групповой деятельности в методической системе занимает самостоятельная работа учащихся, что создает условия для оптимального сочетания репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.
На уроках создается более комфортная обстановка при обучении. Основной задачей учителя становится уже не активизация самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а ее организация, ее совершенствование и руководство, как правило, опосредованное, этой деятельностью. Таким образом, на первый план выходит деятельностная парадигма, а знаньевая отходит на второй, но при этом занимает важное место в процессе обучения.
Данная методика способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, качественного и прочного усвоения учебного материала, ответственного отношения к занятиям, развитию коммуникации, создает возможность обратной связи между преподавателем и учеником, развивает творческие способности учащихся, препятствует переутомлению, повышает интерес к изучению биологии. Школьники учатся общаться и выполнять работу совместно, принимать решения, сотрудничать (способность слышать друг друга, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу). Развивается умение кратко и четко формулировать собственные мысли, способность вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также применять полученные знания в процессе совместной деятельности на практике. В процессе коммуникации при групповых занятиях происходит обмен полученной информацией на уроке, обогащается словарный запас учащихся биологической терминологией, изученный материал излагается в системе – все это результат совместной деятельности.
Важно отметить, что систематическое использование индивидуально-групповой методики в сочетании с современными ИКТ при изучении биологии в методической системе способствует формированию УУД, предметных, метапредметные и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Таким образом, работа учителя и учеников при их совместной деятельности с использованием средств обучения в методической системе способствует реализации системно-деятельностного подхода.