Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии в общеобразовательной школе

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин, ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления», Москва

В настоящее время в нашем государстве осуществляется реформирование системы образования. В общеобразовательные школы России постепенно внедряется новый ФГОС 2010г. Известно, что  основе нового стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предлагает самостоятельное добывание знаний обучающимися. В связи с этим меняется парадигма образования и как следствие этого деятельность учащегося и учителя претерпевает изменения.

Как известно, процесс обучения включает две формы деятельности – это обучающая и обучаемая. Обучающей является деятельность учителя по организации процесса обучения, а обучаемой - деятельность учащихся в процессе обучения. Важно отметить, что в процессе обучения деятельность учителя и учащихся неразрывно взаимосвязана. Следовательно от того, какие цели ставит перед собой учитель и учащиеся, в конечном итоге будут зависеть результаты их деятельности. Однако следует обратить во внимание, что деятельность учителя и учащихся будет иметь свое содержанию и различаться на каждом конкретном этапе.

Исходя их этого представления можно утверждать, что  реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии в общеобразовательной школе осуществляется через деятельность учителя и ученика на основных этапах образовательного процесса:

  • анализ исходной ситуации;
  • планирование работы;
  • организация учебной работы;
  • контроль и коррекция;
  • анализ  и оценка результатов обучения.

Рассмотрим реализацию системно-деятельностного подхода учителем в процессе обучения биологии на этапе «Организация учебной работы». В учебно-воспитательном процессе любого типа школ организация познавательной дея­тельности учащихся является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день. Проблема организации познавательной деятельности учащихся всегда была наиболее важной для педагогов. Данная проблема выдвигалась и рассматривалась учеными с давних времен. Многие из них делали попытки разрешить ее, исходя из социально-исторических условий своего времени.

Анализ методической литературы и школьной практики показал, что эффективность учебного процесса при обучении биологии зависит от организации учебного процесса и умелого рационального сочетания различных форм, методов, средств, в том числе и современных, обучения биологии.

Организуя учебный процесс, учитель определяет, какой вид познавательной деятельности учащихся станет преобладающим и каковы будут цели этой деятельности. В зависимости от этого деятельность учителя и учащихся имеет различную направленность.

Как показывает практика работы в школе, при объяснительно-иллюстративном обучении преобладающим является стремление учащихся воспроизвести материал как можно ближе и точнее к оригиналу. То есть знания, полученные в готовом виде из объяснения учителя, текста учебника и т.д. воспроизводятся практически дословно. В данном случае деятельность учителя, как правило, направлена на то, чтобы создать благоприятные условия для запоминания, деятельность уча­щихся - на воспроизведение готовых знаний.

Творческий характер деятельности всегда обуславливается самостоятельностью индивидуума: чем больше творчества, тем больше самостоятельности. На современном этапе развития общества наиболее актуальным является творческий процесс деятельности. В таком виде деятельности успех работы учителя и учащихся будет напрямую зависеть от организаторских способностей учителя и его умения управлять процессом обучения.

Четкая и своевременная организация учителем-предметником учебно-познавательной деятельности и овладение основами управления по предмету биология позволит повысить уровень обученности школьников, что особенно важно в условиях реформы школы.

Следует отметить, что важным элементом организации учебного процесса по биологии является наличие методической системы в работе учителя. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения биологии возможна через методическую систему, основанную на индивидуально-групповой методике.

Модель методической системы, в основе которой лежит методика индивидуально-групповой работы, имеет существенные отличия от широко применяющихся групповых методик.

Во-первых, для предлагаемой системы характерно сочетание групповой, индивидуальной и фронтальной познавательной деятель­ности учащихся.

Во-вторых, основной процесс познания, усвоения учебного мате­риала, его контроль и коррекция происходит в ходе групповой работы, но оценка знаний, умений и навыков индивидуальна для каждого учени­ка.

Следует заметить, что ведущее место при индивидуально-групповой деятельности  в методической системе занимает самостоятельная работа учащихся, что создает условия для оптимального сочетания репродуктивной и твор­ческой познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.

На уроках создается более комфортная обстановка при обу­чении. Основной задачей учителя становится уже не активизация самостоятельной познавательной дея­тельности учащихся, а ее организация, ее совершенствование и руковод­ство, как правило, опосредованное, этой деятельностью. Таким образом, на первый план выходит деятельностная парадигма, а  знаньевая отходит на второй, но при этом занимает важное место в процессе обучения.

Данная методика способствует формированию у учащихся познавательной самостоятельности, качественного и прочного усвоения учебного материала, ответственного отношения к занятиям, развитию коммуникации, создает возможность обратной связи между преподавателем и учеником, развивает творческие способности учащихся, препятствует переутомлению, повышает интерес к изучению биологии. Школьники учатся общаться и выполнять работу совместно, принимать решения, сотрудничать (способность слышать друг друга, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу). Развивается умение кратко и четко формулировать собственные мысли, способность вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения, а также применять полученные знания в процессе совместной деятельности на практике. В процессе коммуникации при групповых занятиях происходит обмен полученной информацией на уроке, обогащается словарный запас учащихся биологической терминологией, изученный материал излагается в системе – все это результат совместной деятельности.

Важно отметить, что систематическое использование индивидуально-групповой методики в сочетании с современными ИКТ при изучении биологии в методической системе способствует формированию УУД, предметных, метапредметные и личностных результатов освоения основной образовательной программы. Таким образом, работа учителя и учеников при их совместной деятельности с использованием средств обучения в методической системе способствует реализации системно-деятельностного подхода.

Список литературы: 

1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. С. 158.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. С. 80.

Код публикации: 

3073