Проблема тревожности и страха является одной из очень сложных проблем в современной педагогики и психологии, которой занимаются многие исследователи.
Организация работы по профилактике возникновения функциональных нарушений у детей, включающей в себя как проведение консультаций для педагогов и родителей, так и коррекционную работу с детьми, возможна только на основе знаний о специфике трудных ситуациях в жизни младших школьников и особенностей стратегий их преодоления.
Стресс - это сидром, то есть совокупность физических, психологических и поведенческих симптомов, которые по-разному проявляются у разных людей.
Стресс - это комплекс инстинктивных реакций организма, как физиологических, так и психических, на необходимость адаптироваться к каким-либо обстоятельствам. [1]
Синдром адаптации возникает в результате влияния стрессора, который вынуждает ребёнка приспосабливаться (иногда очень быстро) к новой, неожиданной, необычной ситуации.
Понятие «школьные стрессы» прочно вошло в педагогический обиход. В их распространении в современной школе справедливо видят одну из главных причин неблагополучия здоровья обучающихся. Этот термин обозначает как состояния дистресса у учеников, возникающее в связи с образовательным процессом, так и сами стрессогенные факторы. Они бывают острые и хронические, степень выраженности их обычно остается на разном уровне.
Известно выражение зарубежных психологов: «Быть ребёнком - значит испытывать стресс». Стрессов у детей ничуть не меньше, чем у взрослых, просто их причины и внешние проявления иные.
Для ребёнка стресс, как правило, связан с неожиданными изменениями в его привычном мире. Возникает «до» и «после»: «до» жизнь протекала спокойно, как медленная река, затем возник резкий, неожиданный поворот, и в состоянии «после» ребёнок должен адаптироваться к новым обстоятельствам.
С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребёнка. С одной стороны, у младших школьников, в значительной степени сохраняется характерное свойство бурно реагировать на отдельные, задевающие их ситуации. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни. Ситуация школьной жизни вводит ребёнка в строго нормированный мир отношений, требуя от него организованности, ответственности. Ужесточая условия жизни, новая социальная ситуация у каждого ребёнка, поступившего в школу, повышает психическую напряжённость.[2]
Объективные стрессоры существуют для всех. Это явления повседневной жизни, общие для большинства людей. К объективным стрессорам для младших школьников можно отнести:
- Расписание, ритм жизни (школьное расписание).
- Враждебное окружение.
- Домашние задания, оценки, соревнования.
- Отсутствие школьных принадлежностей, забытых дома.
- Чрезмерный выбор.
- Дестабилизирующие события окружающего мира.
Стрессоры действуют одновременно, и их отрицательное воздействие на ребёнка умножается. Чаще всего они комбинируются по два или по три, и тогда состояние ребёнка становится напряженным настолько, что у него развивается регулярный, повторяющийся, а затем и хронический стресс. Чувствительный к стрессу ребёнок ощущает на себе его воздействие при возникновении малейших трудностей или перемен. Срабатывает принцип последней капли.
Субъективные стрессоры варьируются в зависимости от особенностей личности ребёнка, его темперамента, жизненного опыта, а также от почти врожденного убеждения, что он способен или неспособен справиться с той или иной задачей. К субъективным стрессорам для младших школьников можно отнести:
- В школу как на работу.
- Замечания со стороны других.
- Влияние коллектива.
- Давление, дух соперничества, стремление к достижениям.
- Высокий уровень требований к самому себе, потребность в контроле.
- Потребность в признании.
Устранение стрессоров возможно - и даже желательно - в отношении субъективных стрессоров, но абсолютно невозможно (и даже нежелательно) в случае объективных стрессоров. [3]
Сегодняшний учитель начальных классов должен знать причины стресса у младшего школьника, представлять, как можно избежать стрессовую ситуацию, воспитывать стрессоустойчивую позицию ученика. И самое главное, современный педагог сам не должен выступать в роли очередного стрессора для ребёнка. Чувствуя проблемы детей и проявляя гибкость и понимание, учитель может уменьшить влияние дистрессов на обучающихся.
Во-первых, необходимо узнать, какова причина стресса. Выяснить это лучше всего во время прогулки, похода в парк, кино, т. е. тогда, когда ребёнок находится далеко от стрессоров. Часто рисунки и игры позволяют узнать причину беспокойства ребёнка.
Во-вторых, подобрать наиболее приемлемый способ вывода младшего школьника из состояния стресса. Здесь на помощь педагогу может прийти школьный психолог. Сегодня существует множество различных психокоррекционных упражнений, используемых в групповой работе с детьми, однако все они являются конкретным воплощением какого-либо метода из следующих направлений: игротерапии, арттерипии (изотерапия, сказкотерапия, музыкотерапия и т.д.), поведенческой терапии (различного вида тренинга, психогимнастика). [4]
А самое главное - поддерживать ребёнка, показывать значимость его в ваших глазах, больше общаться с ним, применять тактильные приемы в общении, соблюдать такт и не забывать, что детство – это самое лучшее время и, по возможности, сделать всё, чтобы знакомство со стрессовой ситуацией наступило как можно позже.