Эксперимент - истинный посредник
между человеком и природой.
Леонардо да Винчи
В соответствие с новыми Государственными стандартами основного общего образования разработанный курс по индивидуальному проекту для учащихся 5-6 классов направлен на овладение учащимися методами и средствами информационной технологии решения задач, формирование навыков сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.
Проектная деятельность учащегося 5-6 класса не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Проектная деятельность активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы учащегося [2]. Но каждый урок не может быть свободным, учитывать только интересы учащегося, так как это лишает процесс обучения систематичности и снижает уровень обучения. Личный опыт показывает, что «уместить» проектную деятельность в классно-урочную систему является трудной задачей для преподавателя.
Для успешного решения задачи необходимо совмещение традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем постепенного включения элементов проектной деятельности в обычные уроки. Подобная форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для возникновения групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
В результате такого подхода, сложилась ситуация, когда сначала необходимо изложить базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем перейти с учащимися к практическим занятиям, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу в виде проведения экспериментов. После этого приступаем к выполнению проектов, направленных на применение полученных знаний, имеющих практическое значение.
Успех любого проекта на 89% зависит от правильно проведённого эксперимента. Эксперимент — (от лат. experimentum проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Это то, что заставляет мысль двигаться вперёд, тем более, что эксперимент оживляет и стимулирует процесс познания ребёнка. Вспомним известную фразу Козьмы Пруткова: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые: иначе такое бросание будет пустою забавой».
Все эксперименты можно классифицировать как:
- Физический эксперимент — способ познания, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.
- Компьютерный (численный) эксперимент — это эксперимент над математической моделью объекта исследования на компьютере
- Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний
- Мысленный эксперимент в философии, физике и некоторых других областях знания — вид познавательной деятельности
- Критический эксперимент — эксперимент, исход которого однозначно определяет, является ли конкретная теория или гипотеза верной.
В рамках школьного индивидуального проекта можно смело выбирать любой вид эксперимента, доступный для понимания сущности выполняемого проекта.
Другими словами, практическая часть любого проекта: опыт, наблюдение, специальные условия, расчёт или доказательство говорит о его целостности и убедительности. Тем более, что такая составляющая проекта для учащегося наиболее интересна и познавательна. Выполняя практическую часть необходимо показать насколько важна составляющая грамотного подтверждения теории на практике.
В соответствии с рабочей программой разработанного курса (приложение 1) для обучения методу проектов были предложены следующие виды проектов:
№ |
Вид проекта |
Название |
Документы |
Практическая часть |
1 |
Исследовательский |
Природное явление гроза |
Фотодокументы, рисунки, схемы |
Эксперимент «Безопасная гроза на голове» |
2 |
Научно-исследовательский |
Статическое электричество |
Фотодокументы, видеоролики |
Эксперимент с воздушными шариками |
3 |
Информационный |
Семь чудес света |
Фотодокументы, рисунки, схемы, таблицы |
Составление схемы с названиями и временем появления |
4 |
Творческий |
Моя дорога в школу |
Фотодокументы, схема маршрута, селфи по дороге |
Рисование схемы маршрута в соответствии с картой со спутника |
Практической частью любого проекта является либо эксперимент, проводимый в домашних условиях, либо правильно оформленная индивидуальная работа на компьютере, в соответствии с учебной программой.
По первому виду проекта был проведён эксперимент с волосами на голове и пластиковой расчёской, где можно увидеть поднявшиеся вверх волосы и услышать треск. Учебно-педагогическая задача: проанализировать полученный результат. Сделать фотографию или видеозапись эксперимента. Описать его в текстовом редакторе. Представить свою работу, обосновав цель проведения эксперимента. Предметно-содержательная область: информатика, физика
По второму виду проекта эксперимент с двумя воздушными шариками в тёмном помещении, где можно увидеть кроме треска искорки статического электричества. Учебно-педагогическая задача: проанализировать полученный результат. Описать его в текстовом редакторе. Представить свою работу, обосновав цель проведения эксперимента. Предметно-содержательная область: информатика, физика, естествознание
В третьем проекте практической частью служила схема с названием каждого из семи чудес света, с указание временного промежутка появления. Учебно-педагогическая задача: Научить собранную информацию представить в структурированном, компактном виде с выделением характерных признаков. Предметно-содержательная область: информатика, история, география
Четвёртый проект интересен составлением детальной схемы маршрута с детальным нанесением улиц, дорог, достопримечательностей в соответствии с реальной картой со спутника. Учебно-педагогическая задача: Научить преобразовывать полученную информацию с обработкой в графическом редакторе с добавлением индивидуальных деталей. Предметно-содержательная область: информатика, география, черчение
Таким образом, выполняя практическую часть любого предложенного проекта, учащиеся вовлекаются в процесс систематизации и обработки информации, получаемой из внешних источников. У них формируется потребность к самообразованию, актуализируется творческое начало и индивидуальность каждого [3].
Любой проект должен завершаться правильным оформлением полученных результатов с учётом применения известных приёмов обработки информации на компьютере, изучаемых на уроках информатики.
После завершения работы над проектом, необходимо дать оценку полученной работы с учётом установленных требований. Для того чтобы учащийся чётко понимал, как будет оцениваться его проект методически грамотно было бы определить основные положения проектной работы и по содержанию, и по оформлению.
В рамках проведения данного курса по индивидуальному проекту совместно с учащимися нами был разработан лист оценки учебного исследования/проекта для 5-6 классов.