Проблемы гуманитарного образования в современной школе

учитель обществознания, ГБОУ СОШ № 892, Москва

Образование во все времена было критерием развития общества, фактором бесконечного развития человека как личности. Проблема современного образования в том, что мы даем ребенку ОБРАЗОВАНИЕ, а не воспитание и ценности.  «Образовательные услуги» на выходе из школы позволяют выпускнику лишь разбираться в некоторых науках, но совершенно не обучают ребенка правильному отношению к себе и к другим, чтобы он стал цельным и совершенным человеком. И только цикл гуманитарных предметов способен объяснить детям суть человеческой природы и сформировать из ребенка человека.

Рост интереса к гуманитарному школьному образованию приходится на очень неспокойное время – время проблем развития человека и общества. Современных педагогов беспокоит «ломка» человека, подмена его культуры и интеллекта, что связано с всеобщей компьютеризацией, оптимизацией, глобализацией и т.д. Современные дети – это особое поколение и нам уже никогда не адаптировать их под себя. Наоборот, это мы, их предшественники, должны осознать, насколько мы отличаемся от них и должны стараться адаптировать себя к ним.

Проблема развития и воспитания подрастающего поколения в столь сложный и противоречивый век может быть решена в первую очередь с помощью социально-гуманитарных наук людьми с высоким уровнем образования, педагогами-гуманитариями, которые обладают широким кругозором и твердыми принципами. Именно учителя гуманитарного цикла должны знать, куда вести учеников, и четко представлять себе, какими они хотят видеть их в итоге, после нескольких лет усилий и забот.

Современная практика показывает, что у многих подростков искажаются представления о духовно-нравственных ценностях, о патриотизме, о добродетелях и милосердии. Задача гуманитарного школьного образования – целенаправленная деятельность по формированию высших нравственных ценностей у подрастающего поколения.

Патриотизм, культура семьи, толерантность – вот те ключевые аспекты, которые лежат в основе организованной деятельности педагогов нашей школы – учителей обществознания, истории, литературы, чьи традиционные интегрированные уроки («Человек на войне», «Молодежь вчера, сегодня, завтра», «Межнациональные отношения», «Семья и общество» и др.)  позволяют отчасти решить те проблемы современного образования, что были изложены выше. 

Код публикации: 

3101