Взаимоотношение человека с бытием основано на целом спектре возможностей постижения бытия и событий, происходящих в этом бытии. Человек пропускает через себя, через свою собственную субъективность всё то, что его окружает. Он переживает окружающий мир и своё внутренне состояние по отношению к этому миру и другим людям. Это становится предпосылкой возникновения целого пласта вторичного бытия, "которое отныне начинает противоречиво жить рядом с реальной, не замечаемой сознанием действительностью. Так из невольного, биологически свойственного человеку познания мира, возникает связанная система мироощущения, остающаяся жить в виде известных форм культуры”.
Являясь частью бытия, человек в тоже время определенным образом противостоит ему и осознает это свое противостояние. Одна из реализаций такой ситуации позволяет рассматривать весь окружающий мир как объект познания. Причем, в качестве объекта может выступать не только вешний мир, но и сам человек как часть мира. На этом уровне философия в предельной форме ставит вопрос о познаваемости мира и обоснованности наших знаний о нем. Это обозначается как гносеологический уровень метафизики.
Человек, живя в мире, является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально переживая свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Этот уровень в философии обозначается как аксиологический, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения.
Наконец, человек осуществляет свою деятельность в результате практического освоения бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески использовать полученные знания. Этот уровень можно обозначить как праксеологический уровень.