Эволюция человека для школьников. Информация необходимая и достаточная

доктор биологических наук, профессор биологического факультета, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Представления об эволюции человека в последние десятилетия испытывают быстрые и значительные изменения. Центральная концепция о происхождении человека от очень древних обезьяноподобных предков остаётся неизменной, однако детали этой общей схемы меняются, что, в свою очередь, влечёт за собой изменения в учебниках для средней школы. Основными факторами, влияющими на стремительные изменения теоретической матрицы в области антропогенеза, является развитие новых методов изучения современных приматов, обилие новых ископаемых находок и бурное развитие современной палеогенетики. Что и в какой степени из области новых фактов и концепций должно найти своё отражение в современной школьной программе?
Наиболее значительные изменения происходят в области систематики отряда приматов в целом и семейства гоминин в частности. Одновременно происходит и смена терминологии, которая в несколько упрощённом виде отражена в электронных энциклопедиях и именно в таком варианте может быть предложена школьникам. Информация по новым ископаемым находкам заставляет переосмыслить многие традиционные представления, такие, например, как морфологический критерий принадлежности к гомининам и возможные причины появления бипедии; время древнейших человеческих миграций и таксономический статус гоминин, оказавшихся способным к этим миграциям; количество эволюционных пластов вида Homo, последовательно сменявших друг друга и морфологический облик их представителей; взаимоотношения двух видов древнего человека, неандертальцев и сапиенсов и возможность существования других вариантов палеоантропов. Необходимо адекватно, с учётом новых данных, подходить к формированию современной школьной программы по эволюции человека и оценить, что в этой программе требует расширенного изложения, а что является лишним или сложным для восприятия подростков.

Код публикации: 

3105