Средняя школа: от игр к программированию

преподаватель Учебного центра факультета ВМК, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

1. Игровые алгоритмы

Курс для учащихся 6-7 классов. Курс построен в виде соревнований (итоги подводим каждое занятие).

Все уроки начинается с разминки, на которой мы решаем различные задачи. Это задачи на сообразительность, головоломки, задачи-шутки, закономерности, башни из кубиков, логические задачи. Учимся разгадывать ребусы и заполнять магические квадраты.

Основная задача курса подготовить детей к изучению программирования. К концу курса ребята четко представляют себе, что такое алгоритм, постигают основные алгоритмические понятия и конструкции.

За курс мы знакомимся с большим количеством исполнителей (Виртуальные лаборатории, Перевозчик, Ханойские башни, Конюх, Водолей, Робот-вертун, Транспортер, Робот, Чертежник, Автоматик, Плюсик, Кузнечик, Паркетчик). У каждого исполнителя своя среда и свой набор коминд(СКИ), каждый может решать задачи, предназначенные только для него.

Знакомимся с исполнителями постепенно. От урока к уроку усложняем решаемые исполнителями задачи:

  1. линейный алгоритм;
  2. стек;
  3. циклы с известным количеством повторений;
  4. условные циклы;
  5. ветвление;
  6. переменные;
  7. процедуры.

В конце курса мы знакомимся с рекурсивными процедурами (Чертежник) и проводим Турнир между командами.

2. Программирование игр

Курс рассчитан на учащихся 7-8 класса, прошедших курс Игровых алгоритмов.

Теперь ребята начинают постигать азы программирования на объектно-ориентированном языке VB-6.0. Ребята могут применять полученные ранее знания для создания готовых проектов. Теперь надо лишь освоить новую среду программирования, познакомиться с синтаксисом нового для них языка. На занятиях мы осваиваем новые понятия в процессе работы над новыми проектами.

Почему VB-6.0?

  • можно за короткое время создать готовое приложение (почти каждое занятие слушатели уходят домой с готовым приложением);
  • более поздние версии языка VB требуют больших усилий для освоения синтаксиса языка, запись программ более громоздкая.

Последовательность изучения программирования и получения новых знаний:

  • Первый проект – знакомство с объектами (форма, метка, графический образ, командная кнопка) и их свойствами.
  • Второй проект – изменение свойств объектов в программном коде.
  • Третий проект – новый объект (Изображения) и новые свойства уже знакомых объектов.
  • Четвертый проект – самостоятельная работа с известными объектами и с известными свойствами объектов.
  • Пятый проект – несколько форм, новый объект (текстовое поле), методы, случайные числа, ветвление).
  • Шестой проект – система координат, связанная с формой, движение объектов по форме.
  • Седьмой проект – новый объект (невидимый) Timer, переменная.
  • Восьмой проект – создание мультфильма – массив объектов, кадры, новые свойства известных объектов.
  • Девятый проект – новые объекты (Frame, радиокнопки), циклический алгоритм, одномерный массив, строковые и логические переменные, операция конкатенации.
  • Десятый проект – загрузка рисунков с диска во время работы программы, изменение характеристик шрифта во время работы программы, двумерные массивы.
  • Одиннадцатый проект – новые методы, события, связанные с мышью, библиотеки DLL и API, добавление модуля, графические методы, пользовательское меню.

Код публикации: 

3109