Инновационные образовательные технологии в преподавании обществоведения

д.соц.н., профессор, Высшая школа современных социальных наук (факультет), МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

В докладе доктора социологических наук, профессор ВШССН(ф-т) МГУ Н. Р. Маликовой, 31.10.2014 на тему «Инновационные образовательные технологии в преподавании обществоведения» предлагалось рассмотреть использование современных педагогических технологий в преподавании обществоведения как форму реализации, начиная со школы, «Болонской задачи», активное обсуждение проблем качества и внедрения инновационных методов обучения.

Частичное замещение традиционного, «воспроизводящего обучения», современными средствами и методами, технологиями «инновационного, интерактивного обучения» означает ориентацию на «партисипаторный подход», целью которого является формирование критического мышления (самостоятельного, обобщенного, проблемного, аргументированного), так как именно оно есть социальное мышление. Были предложены приемы развития демократизации и децентрализации контроля в процессе обучения в модели проблемно-ориентированного обучения.

Для разработки проблемного занятия по обществоведению были предложены специальные приемы («Фиш-бон»). Предпринятый анализ структуры учебного занятия, представил возможность раскрыть цели проблемно-ориентированного урока по обществоведению. Это - приобщение учащихся к объективным противоречиям научного познания развития общества, способам определения социально значимых проблем, проблемных ситуаций в экономической, социальной, политической, духовно-культурной сферах общественной/социальной жизнедеятельности и способов их разрешения.

 Были рассмотрены методические приемы внесения в урок элементов проблемности для развития у старшеклассников основных интеллектуальных умений (обобщения, систематизации, анализа, синтеза, дедукции и индукции), стимулирования продуктивного и творческого мышления (конструктивный и творческий уровень знаний). Особое внимание было обращено на постановку проблемно-риторических и целевых вопросов («Ромашка Блума», приемы развития навыков составления вопросов). Обсуждались виды учебной/образовательной дискуссии (Круглый стол, Заседание экспертной группы («панельная дискуссия», Форум, Дебаты, Судебное заседание). Обращалось внимание на приемы по развитию навыков ведения дискуссии (Ролевая игра, Перекрестная дискуссия, Спор-диалог, Метод углов, 6 шляп, Аквариум, SWOT-анализ).

Для стратегии стимулирования коммуникации и социального взаимодействия в классе было предложено использовать метод «Портфолио» или «Банк данных». Раскрывались виды деятельности, обеспечивающие прогрессивное обучение (учебная, творческая, исследовательская, экспериментальная, поисковая, контекстная (имитационная), совместная (диалогическая), игровая, демонстрировались эффекты директивного и конструктивного обучения. Было предложено проектирование обществоведческого образования, посредством формулирования задач через описание изменений социальных качеств, способностей, умений, ценностей обучаемых.  Раскрыты возможности поиска социальной информации в сетях Интернет, организации телекоммуникации, дистантного обучения. Лектор поделилась опытом использования формы тренинг – семинара, учебно-методическое обеспечение которого включает: анализ «кейс - стади»; ивент-анализ; имитационно–ролевые игры.

В заключении были обсуждены возможности педагогов обществоведения, открытых инновациям, содействовать институциональным изменениям - в сфере образования, политики, культуры, формированию государственно-гражданской идентичности, социальных качеств инновационной личности, подготовки молодежи, «со школьного порога» к активному участию в организации эффективного социального контроля, гражданской ответственности.  

Код публикации: 

3113