Ландшафтное проектирование участка детского сада как среды для развития биосферного мышления

д.б.н., ведущий научный сотрудник НИИ ФХБ имени А.Н. Белозерского, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Ландшафтные архитекторы создают проекты обустройства территорий, где могут полноценно жить, работать и отдыхать люди, и одновременно – процветать растения и животные. Ландшафтные архитекторы при этом заботятся о состоянии окружающей среды, объединяя социальные, экономические, экологические и культурные задачи. Цель данного проекта – применение принципов ландшафтной архитектуры для преобразования территории типового отечественного детского сада в полноценную эколого-развивающую среду, помогающую сформировать у дошкольника основы представлений об устойчивости взаимодействий человека и природы [1]. М.И. Лисина: «… при рождении у ребенка мировоззрение отсутствует, и он усваивает или, точнее говоря, вырабатывает его постепенно, в ходе своей жизни. Решающее значение имеют при этом два момента – собственная активность, деятельность ребенка, принимающего участие в культурном процессе, и транслируемое ему из окружающей среды в ходе сообщения с людьми мировоззрение, выработанное в обществе. В наиболее благоприятном случае ребенок усваивает научное мировоззрение, соответствующее общественно-историческим возможностям эпохи, в которую живет, одновременно обогащая его собственным вкладом» [2]. К. Лоренц: «Во-первых, человек испытывает в определенной фазе своего детства непреодолимо сильное стремление находить для вещей и действий имена и  ощущает сильное специфическое удовлетворение, когда ему это удается. Во-вторых, вопреки силе этого стремления, он не пытается самостоятельно изобретать словесные символы, как это якобы сделал Адам, согласно известной легенде, а врожденным образом «знает», что он должен научиться им у кого-то, кто передает традиции.  Таким образом, обучение языку основано на филогенетически сложившейся программе, по которой у каждого ребенка заново осуществляется интеграция врожденного понятийного мышления и переданного культурной традицией словаря» [3].

Анализ современных научных представлений и опыта практической работы по экологическому образованию и воспитанию привел отечественных ученых и педагогов к идее повышения эффективности экологического образования через совместную исследовательскую деятельность ученых и детей. Эта идея была успешно реализована в 1989-1995 г.г  Пущинской Лабораторией оптимизации природопользования (ЛОП) под руководством д.ф.-м.н. К.Б. Асланиди. Опыт работы ЛОП был положен в 1992-95 г.г в основу нескольких НИР по заданию Минэкологии РФ [4], в результате которых была создана Концепция экологического воспитания дошкольников [5] и разработаны рекомендации по ее внедрению в виде учебной  программы «Надежда» [6], предусматривающей подготовку дошкольников и младших школьников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. С целью облегчить педагогам и воспитателям задачу внедрения результатов НИР, выполненных по заданию Минэкологии РФ, ученые, педагоги и специалисты-экологи создали объединенными усилиями «Экологическую азбуку для детей и подростков» [7], проект «Повестки дня на XXI век для ДОУ» [8] и еще целый ряд программ и пособий, которые за прошедшие годы широко разошлись по стране [9, 10].

С помощью ученых в конце прошлого века в детском саду №1901 (ВАО г. Москвы) была оборудована экологическая лаборатория, где дети с удовольствием ухаживали за растениями и животными, изучали их особенности, осваивали навыки лабораторных экспериментов, знакомились с разными живыми существами и теми условиями, которые нужны для жизни людям, растениям и животным.

В 2005–2007 г.г. студенты и школьники выполнили для двух московских детских садов (№1901 и №403) несколько проектов при поддержке грантами программы “Make a connection”, в которой участвуют молодежные группы 40 стран мира. Студенты и школьники с помощью ученых сделали то, что самим работникам детских садов практически не по силам: определили все виды деревьев на участках  детских садов, составили карты-схемы расположения деревьев на участке; организовали доставку саженцев для уголка леса и плодородной почвы под молодые саженцы и клумбы; изготовили десятки шапочек из искусственного меха для перевоплощения малышей в лесных зверюшек; позаботились о видовом разнообразии трав, цветов и кустарников на участке. Благодаря этой работе педагоги и воспитатели смогли более полноценно использовать образовательные ресурсы своих территорий. В ходе работы студенты и школьники сами проводили занятия и игры с малышами, общались с ними, снимали занятия фото- и видеокамерой, а потом приходили к детям в гости с портативным компьютером и приобщали таким образом малышей к современным информационным технологиям [11].

Важно отметить, что при выполнении молодежных благотворительных проектов финансировалось только приобретение расходных материалов: канцелярских товаров и комплектующих для компьютеров, лабораторного пластика, искусственного меха и стройматериалов, саженцев и почвы. Успех работы обеспечило то, что при ее организации обыгрывалась замечательная идея: развитие жизненных навыков молодежи через благотворительность. Есть большая разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под палки, непонятно кто и непонятно куда. Другое дело, когда ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник Леса для гостей-ветеранов [12].

Уголок леса – совершенно необходимая часть территории детского сада. В 2005 г. саженцы в детский сад привезли с биостанции МГУ. На средства гранта от фирмы “Nokia” приобрели машину плодородного грунта. Ямы для саженцев выкопали родители. Молодежь ужаснулась обилию мусора в почве на участке, что – увы! – характерно для всех детских садов, возводимых внутри новых жилых кварталов. Рядом с молодыми саженцами посадили несколько сотен луковиц первоцветов. Весной малыши с восторгом наблюдали их цветение и выражали свои чувства на занятиях. Замечательно, что молодежь при выполнении проектов для детских садов встречала поддержку и понимание в разных организациях и у разных людей. Добрыми квалифицированными советами помогали специалисты Академии коммунального хозяйства и Мосзеленхоза, Главного Ботанического сада РАН и Ботанического сада МГУ, Московского Клуба цветоводов и Всероссийского института лекарственных и ароматических растений. Осенью 2010 г. при помощи специалистов Ботанического сада МГУ заложили Уголок леса на участке детского сада №1820 (ЗАО г. Москвы) – новой городской экспериментальной площадке по теме «Детский сад - эталон экологической культуры». Разнообразные исследовательские проекты прочно вошли в работу  детского сада №1820 ЗАО г. Москвы.

Совершенно необходимо для полноценного развития мышления дошкольников и младших школьников, чтобы старшие наставники помогали им усваивать языковые символы окружающих предметов и явлений и строить правильные умозаключения о законах природы и правилах взаимодействий людей друг с другом и с природой [2–5, 10–13]. Уникальные условия для решения этой непростой задачи можно создать на территории типового детского сада, обустроив ее на основе современных научно–практических рекомендаций по экологическому образованию [5–10] и принципов ландшафтной архитектуры [14].

Список литературы: 

1.Т.В.Потапова.2011.«Приобщение дошкольников к идее устойчивости взаимодействий человека и природы» // «Биосфера–почвы–человечество: устойчивость и развитие» – Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 80-летию профессора А.Н. Тюрюканова
2. М.И. Лисина. «Общение, личность и психика ребенка». – Москва-Воронеж. 1997.
3. К. Лоренц. «Оборотная сторона зеркала». – М.: Республика, 1998.
4. Т.В. Потапова. (Составитель). «Вместе со всей планетой. Научно-практические рекомендации по эколого-образовательной работе за рамками стандартных учебных программ». – Пущино. ОНТИ НЦБИ, 1995.
5. К.Б. Асланиди, Т.В. Потапова. «Концепция экологического воспитания дошкольников». Мир психологии. 1997. №1. Стр. 75-84.
6. «НАДЕЖДА: комплексная программа подготовки детей до 10-12 лет к обучению основам экологии, природопользования и правам человека». – Пущино: ОНТИ НЦБИ, 1995.
7. К.Б. Асланиди, М.А. Малярова, Т.В. Потапова, Н.Г. Рыбальский, О.Ю.Цитцер. «Экологическая азбука для детей и подростков». – М.: Изд-во МНЭПУ, 1995.
8. Т.В. Потапова, О.В. Морозова, В.А. Волков. «Повестка дня на 21 век для детских садов России: программа действий по устойчивому развитию». «Управление ДОУ» №3, 2002. Стр.108-118.
9. Т.В. Потапова (Редактор-составитель). «Детский сад - эталон экологической культуры». М.: РЭФИА., 2004.
10. Т. В. Потапова. «Образование для устойчивого развития в детском саду». М.: НИА-Природа, 2006.
11. Потапова Т.В., Свенцицкая Н.О. 2012. «Роль информационных технологий в молодежном проекте для детского сада» // Тезисы XIX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». (г. Дубна. 30 января – 4 февраля 2012 г.). Стр.464.
12. Т. В. Потапова «Праздник леса в детском саду». «В мире науки» 2007, №1: стр.88-89.
13. Тезисы XX Международной конференции «Математика. Компьютер. Образование». (г. Пущино-на-Оке. 28-31 января 2013 г.). Стр. 401.
14. К. Ди. «Форма и материя в ландшафтной архитектуре». - М. РОО «МОЛА», 2013.

Код публикации: 

3138