Ландшафтные архитекторы создают проекты обустройства территорий, где могут полноценно жить, работать и отдыхать люди, и одновременно – процветать растения и животные. Ландшафтные архитекторы при этом заботятся о состоянии окружающей среды, объединяя социальные, экономические, экологические и культурные задачи. Цель данного проекта – применение принципов ландшафтной архитектуры для преобразования территории типового отечественного детского сада в полноценную эколого-развивающую среду, помогающую сформировать у дошкольника основы представлений об устойчивости взаимодействий человека и природы [1]. М.И. Лисина: «… при рождении у ребенка мировоззрение отсутствует, и он усваивает или, точнее говоря, вырабатывает его постепенно, в ходе своей жизни. Решающее значение имеют при этом два момента – собственная активность, деятельность ребенка, принимающего участие в культурном процессе, и транслируемое ему из окружающей среды в ходе сообщения с людьми мировоззрение, выработанное в обществе. В наиболее благоприятном случае ребенок усваивает научное мировоззрение, соответствующее общественно-историческим возможностям эпохи, в которую живет, одновременно обогащая его собственным вкладом» [2]. К. Лоренц: «Во-первых, человек испытывает в определенной фазе своего детства непреодолимо сильное стремление находить для вещей и действий имена и ощущает сильное специфическое удовлетворение, когда ему это удается. Во-вторых, вопреки силе этого стремления, он не пытается самостоятельно изобретать словесные символы, как это якобы сделал Адам, согласно известной легенде, а врожденным образом «знает», что он должен научиться им у кого-то, кто передает традиции. Таким образом, обучение языку основано на филогенетически сложившейся программе, по которой у каждого ребенка заново осуществляется интеграция врожденного понятийного мышления и переданного культурной традицией словаря» [3].
Анализ современных научных представлений и опыта практической работы по экологическому образованию и воспитанию привел отечественных ученых и педагогов к идее повышения эффективности экологического образования через совместную исследовательскую деятельность ученых и детей. Эта идея была успешно реализована в 1989-1995 г.г Пущинской Лабораторией оптимизации природопользования (ЛОП) под руководством д.ф.-м.н. К.Б. Асланиди. Опыт работы ЛОП был положен в 1992-95 г.г в основу нескольких НИР по заданию Минэкологии РФ [4], в результате которых была создана Концепция экологического воспитания дошкольников [5] и разработаны рекомендации по ее внедрению в виде учебной программы «Надежда» [6], предусматривающей подготовку дошкольников и младших школьников к обучению основам экологии, природопользования и правам человека. С целью облегчить педагогам и воспитателям задачу внедрения результатов НИР, выполненных по заданию Минэкологии РФ, ученые, педагоги и специалисты-экологи создали объединенными усилиями «Экологическую азбуку для детей и подростков» [7], проект «Повестки дня на XXI век для ДОУ» [8] и еще целый ряд программ и пособий, которые за прошедшие годы широко разошлись по стране [9, 10].
С помощью ученых в конце прошлого века в детском саду №1901 (ВАО г. Москвы) была оборудована экологическая лаборатория, где дети с удовольствием ухаживали за растениями и животными, изучали их особенности, осваивали навыки лабораторных экспериментов, знакомились с разными живыми существами и теми условиями, которые нужны для жизни людям, растениям и животным.
В 2005–2007 г.г. студенты и школьники выполнили для двух московских детских садов (№1901 и №403) несколько проектов при поддержке грантами программы “Make a connection”, в которой участвуют молодежные группы 40 стран мира. Студенты и школьники с помощью ученых сделали то, что самим работникам детских садов практически не по силам: определили все виды деревьев на участках детских садов, составили карты-схемы расположения деревьев на участке; организовали доставку саженцев для уголка леса и плодородной почвы под молодые саженцы и клумбы; изготовили десятки шапочек из искусственного меха для перевоплощения малышей в лесных зверюшек; позаботились о видовом разнообразии трав, цветов и кустарников на участке. Благодаря этой работе педагоги и воспитатели смогли более полноценно использовать образовательные ресурсы своих территорий. В ходе работы студенты и школьники сами проводили занятия и игры с малышами, общались с ними, снимали занятия фото- и видеокамерой, а потом приходили к детям в гости с портативным компьютером и приобщали таким образом малышей к современным информационным технологиям [11].
Важно отметить, что при выполнении молодежных благотворительных проектов финансировалось только приобретение расходных материалов: канцелярских товаров и комплектующих для компьютеров, лабораторного пластика, искусственного меха и стройматериалов, саженцев и почвы. Успех работы обеспечило то, что при ее организации обыгрывалась замечательная идея: развитие жизненных навыков молодежи через благотворительность. Есть большая разница в том, с какой идеей брать в руки лопату. Одно дело, когда тебя гонят из-под палки, непонятно кто и непонятно куда. Другое дело, когда ты берешься рыть землю, чтобы подарить малышам уголок леса, в котором весной будут радовать глаз первоцветы, а осенью можно будет устроить праздник Леса для гостей-ветеранов [12].
Уголок леса – совершенно необходимая часть территории детского сада. В 2005 г. саженцы в детский сад привезли с биостанции МГУ. На средства гранта от фирмы “Nokia” приобрели машину плодородного грунта. Ямы для саженцев выкопали родители. Молодежь ужаснулась обилию мусора в почве на участке, что – увы! – характерно для всех детских садов, возводимых внутри новых жилых кварталов. Рядом с молодыми саженцами посадили несколько сотен луковиц первоцветов. Весной малыши с восторгом наблюдали их цветение и выражали свои чувства на занятиях. Замечательно, что молодежь при выполнении проектов для детских садов встречала поддержку и понимание в разных организациях и у разных людей. Добрыми квалифицированными советами помогали специалисты Академии коммунального хозяйства и Мосзеленхоза, Главного Ботанического сада РАН и Ботанического сада МГУ, Московского Клуба цветоводов и Всероссийского института лекарственных и ароматических растений. Осенью 2010 г. при помощи специалистов Ботанического сада МГУ заложили Уголок леса на участке детского сада №1820 (ЗАО г. Москвы) – новой городской экспериментальной площадке по теме «Детский сад - эталон экологической культуры». Разнообразные исследовательские проекты прочно вошли в работу детского сада №1820 ЗАО г. Москвы.
Совершенно необходимо для полноценного развития мышления дошкольников и младших школьников, чтобы старшие наставники помогали им усваивать языковые символы окружающих предметов и явлений и строить правильные умозаключения о законах природы и правилах взаимодействий людей друг с другом и с природой [2–5, 10–13]. Уникальные условия для решения этой непростой задачи можно создать на территории типового детского сада, обустроив ее на основе современных научно–практических рекомендаций по экологическому образованию [5–10] и принципов ландшафтной архитектуры [14].