Значение участка детского учреждения для работы педагога-эколога

специалист–эколог, ГБОУ СОШ № 38, дошкольное отделение №1820, Москва

В новом издании программы дошкольного образования «Истоки», переработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, мы можем прочитать:      «В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой крайне ограничены, очень важно создать в здании и на территории детского сада (там, где это возможно) варианты среды для такого общения и исследовательской деятельности дошкольников». В нашем дошкольном учреждении мы уже на протяжении многих лет работаем над улучшением и развитием своей территории. Уголок леса стал не только своего рода экспериментальной площадкой по работе с редкими и охраняемыми растениями, но и местом ежедневной работы с детьми: наблюдений за растениями, птицами, насекомыми, сбора природного материала, труда в природе, а также просто уголком для отдыха и релаксации. Но и вся остальная территория нашего детского сада выдержана в природном стиле. Даже так называемые «парадные» цветники выглядят естественно и органично, т.к. населены неброскими и неприхотливыми растениями: папоротниками, хостами, баданами, астильбами, гейхерами, примулами. Благодаря обилию взрослых крупных деревьев на нашей территории достаточно много тенистых мест. Это создает атмосферу уюта и даже некоторой «сказочности». Дети всех возрастных групп с интересом открывают для себя новые, ранее неизвестные растения, слушают пение птиц, наблюдают за погодой и сезонными изменениями в природе. Во время занятий по экологии на участке детского сада ребята вдруг обнаруживают, что прямо рядом с площадкой, на которой они еще вчера играли в футбол, растет редкий вид колокольчика, а забавные «вертолетики», подобранные у забора, не что иное как семена клена.

     Особую гордость нашего участка составляют хвойные растения. Здесь есть как обыкновенные ели, так и роскошные голубые, причем увешанные шишками, молодые сосенки соседствуют с пока еще маленькими сибирскими кедрами, несколько сортов можжевельника, а также нежная лиственница позволяют в полной мере продемонстрировать детям разнообразие хвойных в природе. 

     Планы на будущее у нас еще более обширные, поскольку территория позволяет нам многое, например, создать «Азбуку деревьев», т.е. собрать коллекцию деревьев на каждую из букв алфавита; посадить аптекарский огород с пряными и лекарственными травами; продолжить интродуцировать редкие растения, например, морозник кавказский и пальчатокоренник пятнистый. Надеемся на продолжение плодотворного сотрудничества с учеными-биологами по программе «МГУ – школе».

Код публикации: 

3139