Обозначенная в названии тема занятия, раскрывается в тесной взаимосвязи с актуальными проблемами, связанными с развитием современной визуальной коммуникации и фотографии как неотъемлемой ее части. Речь идет о таких проблемах, как снижение общего представления об эстетическом своеобразии фотографии в связи с массовым распространением любительской фотографии в сети Интернет самого разного качества; нарушение прав правообладателей фотографий, что выражается в нелегальном использовании некоторыми физическими и юридическими лицами чужих фотографических произведений; недостаточное внимание к фотографии как к самостоятельному и информативному источнику в ряде СМИ, рассматривающих нередко фотоснимок лишь в качестве смыслового «довеска» к тексту; нарушение некоторыми СМИ этических норм при обработке фотографий, предназначенных для печати, что приводит к нарушению содержания снимка, а, следовательно, вводит читателя в заблуждение и др. Касаясь использования фотографии в школьных изданиях, следует обращать внимание на техническую и психологическую подготовку юного фотографа к съемке, знание им контекста снимаемого события. Не менее важной представляется проблема отбора фотографий для публикации в конкретном СМИ (газете, журнале, интернет-СМИ и др.). При подготовке фотографии к публикации важно учитывать проблему взаимовлияния фотографии и подписи к ней, шире – фотографии и текстового контекста, а также проблему цветового решения, выбора размера фотоснимка, положения на полосе и др. Однако, сугубо практические вопросы работы над фотографией должны решаться в тесной взаимосвязи с развитием визуальной культуры школьника (например, посещении выставок, знакомством с работами известных художников и фотографов). Эти и многие другие вопросы будут затронуты на встрече с учителями.
канд. истор. наук, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики, МГУ имени М.В.Ломоносова, Москва
3144