Тезисы доклада на семинаре "Психолого-педагогические основы формирования универсальных учебных действий в средней школе"

к.п.н., доцент факультета психологии, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва

Задачи социо-культурной модернизации образования

  • создание условий для получения качественного образования и успешной социализации детей и молодёжи, удовлетворения потребностей экономики России в кадрах высокой квалификации;
  • обеспечение доступности образовательных услуг через развитие сети учреждений и внедрение современных организационно-экономических моделей предоставления образовательных услуг;
  • обновление содержания и технологий образования, состава и компетенций педагогических кадров для обеспечения высокого качества образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования;
  • модернизация системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающая текущие и перспективные потребности населения и экономики страны, повышение эффективности использования ресурсов системы профессионального образования;
  • обеспечение защиты прав и интересов детей, создание условий для их безопасной жизнедеятельности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации и самореализации.
  • создание нормативных правовых, организационных и информационных условий для эффективной реализации социо-культурной модернизации, включая общественную поддержку.
  • формирование системы методического и информационного сопровождения реализации Программы, распространения ее результатов;
  • формирование системы мониторинга реализации задач социо-культурной модернизации образования.
  • Коренная модернизация системы подготовки педагогических кадров и масштабного повышения квалификации  педагогического корпуса региона
  • Интеграция  универсальности и индивидуализации образования
  • Создание безопасной психологически комфортной, развивающей образовательной среды на всех уровнях системы образования как условие реализации развивающего потенциала ребенка
  • Формирование  российской гражданской идентичности и установок толерантного сознания и поведения
  • Создание всеобъемлющей системы психологической поддержки одаренных детей
  • Разработка ВГОС ОО для детей с ОВЗ

Изменение требований к результатам и стратегии образования

  • Формирование гражданской идентичности как базовой предпосылки укрепления российской государственности и консолидации общества в процессе социо-культурной модернизации России
  • Формирование «компетенции к обновлению компетенций» и мотивации к обучению как ведущей цели образования
  • Переход от стихийности к целенаправленному конструированию системы образования. ФГОС как единство  3 «Т» - требований к результатам, к структуре и содержанию образовательных программ, требований к условиям их реализации
  • Универсальные способы познания и освоения мира
  • Универсальное и вариативное образование. Будущее в настоящем - от противопоставления к единству и взаимообусловленности. Построение индивидуальных образовательных траекторий.
  • Основные черты вариативного образования: наращивание творческого потенциала подрастающего поколения; расширение возможностей развития личности при решении жизненных задач в условиях роста разнообразия; возможность управления изменениями в образовательных системах федерального, регионального и муниципального уровней

Условия внедрения ООП

  • Значение организационно-управленческих и правовых решений в реализации ФГОС общего образования
  •  Значение учебного сотрудничества нового типа
  • Новой школе – нового учителя!  Новая культура учебного сотрудничества. Формирование мотивационно-смыслового ценностного сознания учителя.
  • Учебно-методическое обеспечение образования

УУД – универсальные учебные действия

  • УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
  • УУД - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Основные виды УУД

  • личностные
  •  регулятивные,включая действия саморегуляции);
  • познавательные;
  • коммуникативные

Организация формирования УУД на уроке

  • Анализ требований к результатам образования, содержания и структуры компетентности принятия решений в проблемных ситуациях, включая ситуации неопределенности 
  • Определение требований к созданию пакета заданий, направленных на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность при принятии решений в проблемных ситуациях
  • Разработка системы задач, направленных на формирование УУД
  • Разработка рекомендаций по применению системы задач в образовательном процессе

 

Код публикации: 

3145