В докладе рассмотрены итоги ЕГЭ по физике за 2014 год, как в московском регионе, так и в целом по России. Разобраны те типы заданий, которые вызывают у выпускников наибольшие трудности (имеют наименьший процент выполняемости).
Особое внимание уделено структуре и особенностям контрольно измерительных материалов (КИМ) в 2015 году.
Единый государственный экзамен по физике является экзаменом по выбору выпускников и предназначен для дифференциации при поступлении в высшие учебные заведения. Для этих целей в работу включены задания трех уровней сложности.
Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя контролируемые элементы содержания из всех разделов школьного курса физики, при этом для каждого раздела предлагаются задания всех таксономических уровней. Количество заданий по тому или иному разделу определяется его содержательным наполнением и пропорционально учебному времени, отводимому на его изучение в соответствии с примерной программой по физике. Приоритетом при конструировании КИМ является необходимость проверки предусмотренных стандартом видов: усвоение понятийного аппарата курса физики, овладение методологическими знаниями, применение знаний при объяснении физических явлений и решении задач. Овладение умениями по работе с информацией физического содержания проверяется в тесте опосредованно при использовании различных способов представления информации в текстах (графики, таблицы, схемы и схематические рисунки).
Каждый вариант включает в себя задачи по всем разделам разного уровня сложности, позволяющие проверить умение применять физические законы и формулы как в типовых учебных ситуациях, так и в нетрадиционных ситуациях, требующих проявления достаточно высокой степени самостоятельности при комбинировании известных алгоритмов действий или создании собственного плана выполнения задания.
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из 2 частей и включает в себя 32 задания, различающихся формой и уровнем сложности .
Часть 1 содержит 24 задания, из которых 9 заданий с выбором ответа и 15 заданий с кратким ответом. К каждому заданию с выбором ответа приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один. В качестве заданий с кратким ответом предложены задания с самостоятельной записью ответа (в виде числа), а также задания на соответствие и множественный выбор, в которых ответы необходимо привести в виде последовательности цифр.
Часть 2 содержит 8 заданий, объединенных общим видом деятельности – решение задач. Из них 3 задания с кратким ответом (25–27) и 5 заданий (28–32), для которых необходимо привести развернутый ответ.
По сравнению с КИМ ЕГЭ 2014 г. число заданий сокращено с 35 до 32. При этом на 2 задания уменьшено число расчетных задач, входящих в последнюю часть работы, и на 1 задание уменьшено число заданий базового уровня по электродинамике.
Изменена структура работы: все задания с выбором ответа и с кратким ответом (не считая расчетных задач) объединены в одну часть работы в связи с изменением формы бланка ответов №1.
Число заданий с выбором ответа уменьшено более чем в 2,5 раза (с 25 до 9 заданий), а число заданий с кратким ответом увеличено более чем в 4 раза (с 4 до 18 заданий).
Приведены образца заданий, ЕГЭ 2015 года, разобраны критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом.