В докладе рассматриваются разновидности жанровых моделей письменных экзаменационных работ (включая сочинение) и их признаки.
Особое внимание уделено эссе как наиболее трудной для освоения учащихся жанровой форме, основными чертами которой являются свободная композиция при сохранении внутренней логики изложения материала; форма монолога или внутреннего диалога; повествование от первого лица; субъективность описанного впечатления/ переживания; отражение/описание процесса размышления о событии, явлении, утверждении и т.п.; возможность свободного ассоциативного сопряжения различных тем; особая образность (в том числе порожденная ассоциативностью мышления); свободная манера повествования (в границах норм литературного языка).
Часть доклада посвящена проблеме выбора жанровой формы при написании части 17.1-17.3 ЕГЭ по литературе.
При сопоставлении критериев оценивания выпускного сочинения в 2014 г., предложенных Рособрнадзором для учебных заведений, реализующих образовательные программы среднего общего образования, и учреждений высшего образования уделяется внимание основным аспектам тематики итогового сочинения и выявила формы соответствия тематических направлений и жанров письменной работы.
Кроме того, в докладе идет речь о формах проявления в экзаменационном сочинении межпредметных связей, которые рассматривались на примере таких дисциплин, как литература и ИЗО, в контексте их взаимодействия при изучении творчества М.Ю. Лермонтова.
В заключительной части доклада в центре внимания жанровые и тематические разновидности письменной работы как форм олимпиадного задания и ДВИ.