На основании рассмотрения разного типа ошибок в подборе аргументов в сочинении‒рассуждении можно сделать вывод о том, что к их появлению приводят следующие факторы: учащийся не оценивает текст сочинения как целостное высказывание, имеющее определенную коммуникативную цель и адресата, в результате этого не понимает и функций аргументации как части целостного высказывания.
Анализ классификации разного типа аргументов (логические, иллюстративные, ссылка на авторитет) позволяет показать особенности построения аргументации в сочинении‒рассуждении, эссе.
Чтобы аргументы выполняли в сочинении свою коммуникативную функцию, должна быть задана коммуникативная установка определением адресата и цели высказывания. Для разных моделей сочинений могут быть выбраны различные адресаты и цели: так, например, в сочинении аналитического типа цель ‒ информировать о уровне, степени усвоения литературного, литературоведческого и пр. материала, адресат – преподаватель; а в сочинении-рассуждении цель – объяснить и убедить, а адресат определяется сложнее, в его роли может выступать преподаватель (наименее вероятно), сам пишущий и потенциальный оппонент. Также должно быть понимание темы высказывания и необходимо объяснение функций элементов сочинения как элементов высказывания (вступление - тезис, основная часть - развитие тезиса и аргументация; выводы ‒ конкретизация тезиса, подтверждение его правильности).