Составляющие части обучения сочинению-рассуждению: 1. обучение осмысленному, аналитическому чтению; 2. обучение рассуждению как мыслительному процессу; 3. обучение организации текста-рассуждения.
Рассмотрение принципов формирования (начиная с 5 класса) навыков, необходимых для совершенствования творческого письма, ‒ навыков аналитического чтения чужих и собственных текстов.
Главные факторы при обучении аналитическому чтению: системность и последовательность; взаимодействие текстовой и внетекстовой информации.
Анализ недостатков текстовых заданий в современных школьных учебниках с точки зрения осмысленной подготовки к сочинению: тексты, превышающие по объему задание к ним; бессистемный список вопросов; чтение, оторванное от говорения и письма.
Анализ отношения заданий ГИА к формированию умения рассуждать.
Демонстрация и объяснение (практически, на конкретных примерах, и с теоретической точки зрения) вопросно-ответной методики выработки навыков аналитического чтения (подбор текстов, формулировки вопросов для развития навыков понимания текста).