Смысловая структура школьного сочинения

кандидат филологических наук, учитель русского языка и литературы, МОУ лицей № 23, Подольск, Московская область

Постановка проблемы систематичности подготовки к выпускному сочинению.

Необходимость, в условиях недостатка времени как на изучение собственно литературных произведений, так и на формирование навыков их анализа в средней и старшей школе, типизации информации и освоение учащимися стандартных, регулярных средств выражения для каждого типа информации.

Характеристика функционально‒семантического поля школьного сочинения (характеристика; событие; сопоставление; источник информации; точка зрения; цель; причина; уверенность; предположение; акцент; вывод).

Стандартные, регулярные средства выделяются на всех уровнях языка (лексическом, морфологическом, синтаксическом).

Стандартные, регулярные средства для элементов, составляющих функционально‒семантическое поле школьного сочинения, присутствуют, естественно, и в сборниках так называемых «лучших, или золотых, сочинений». Поскольку учащиеся в любом случае такими сборниками пользуются, это использование нужно перевести из формы бездумного копирования в форму осмысленного подражания образцам.

Демонстрация, на примере сочинений по произведению Н.В. Гоголя «Мертвые души», методики работы с образцовыми текстами сочинений для извлечения из них типовых средств выражения разных видов информации, а также форм и принципов использования знаний, полученных на одном тексте («Мертвые души»), в выпускных сочинениях на разные темы.

Приложения: 

Код публикации: 

3152