В современном мире с развитием информатизации образования, усовершенствуются средства, применяемые в общеобразовательном процессе. И непосредственное влияние информатизация образования оказывает на дистанционное обучение (ДО). Теперь комплекс дистанционных технологий, объединенный в программное обеспечение, актуален в применении общеобразовательного процесса с аудиторией, посещающей очные занятия.
В последнее время появился целый ряд работ, посвященных дистанционному обучению, рассматривающих различные его аспекты. Теоретические основы и методические особенности внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс отражены в работах ГЛ. Андриановой, H.A. Гейна, A.B. Густырь, Ю.П.Господарика, Г.А. Краснова, Г.В, Можаевой, П.А. Назарова, В.И. Овсянниковой, П.И. Пидкасистого, Е.С. Полат, A.B. Хуторского и др.[1]
В ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 п.1 раскрывается понятие «дистанционные образовательные технологии» как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3], что в свою очередь полностью обуславливает актуальность сопровождения дистанционных технологий сетевыми средствами.
Исследованию различных аспектов обучения, с использованием информационных и коммуникационных технологий, посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей (М.И.Башмаков, Ю.С. Брановский, В. Васильев, И. Волков, И.В. Гребнев, В.В. Давыдов, П. Дюге, С. Керр, В.В. Лаптев, С.П. Плеханов, С.Н.Поздняков, В.В.Рубцов и др.). При этом в работах авторов отмечается перспективность широкого внедрения дистанционных образовательных технологий, которые, как отмечается в законе об образовании РФ, вправе использовать любое образовательное учреждение, а также самообразования на основе использования современных педагогических и перспективных информационных и коммуникационных технологий, средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний, научно-технической и учебно-методической информации. [2]
Анализ исследований по вопросам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь, практическое применение нашло большей частью в высшем учебном заведении. Но существует категория школьников, которые нуждаются в получении образования именно дистанционным способом. Данный факт внедрения ДО в образовательный процесс средней школы нельзя назвать единственным. Средства дистанционного обучения могут применяться в очно-урочном образовательном процессе. Ниже в таблице 1 представлены некоторые из причин, по которым возникает необходимость применения дистанционных технологий в общеобразовательном процессе в совокупности с традиционным обучением.
Таблица 1
Причина |
Обоснование применения ДО |
Пропуски уроков |
Своевременное прохождение материала |
Не усвоенные темы |
Устранение пробелов, проведение консультаций |
Исправление оценок |
Контроль знаний |
Повышенный интерес к предмету |
Проведение конференций, олимпиад, эллективов |
Необходимость в воспроизведении урока еще раз |
Наличие наглядного пособия с подробным объяснением темы урока с возможностью самопроверки |
Отработка материала |
Самоконтроль |
Приведенные причины вырисовывают необходимость в индивидуальной траектории обучения, которая в данном случае будет пониматься как личностно-значимый путь освоения образовательной программы, где содержание и структура пути определяется с учетом образовательных потребностей и познавательной самостоятельности обучаемого. Данное утверждение обуславливает необходимость внедрения и активного пользования программного обеспечения, позволяющего осуществить комплексное применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе с целью повышение качества получения знаний и мотивации отстающих школьников.
Таким образом, перед нами стоит задача: выявить наиболее оптимальную оболочку дистанционного обучения, включающую комплекс дистанционных технологий, применяемых как в очном обучении в качестве вспомогательного инструмента, так и в дистанционном обучении с целью основного способа получения знаний.
Востребованность оболочки дистанционного обучения определяется по следующим критериям:
- доступность (коммерческая или распространяется свободно);
- минимальный набор инструментов оболочки ДО:
- функциональность (наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие);
- сохранение традиционных форм обучения;
- контроль результатов;
- совместная работа учащихся;
- создание вопросов и управление тестами;
- создание контента.
Прежде чем говорить о наиболее оптимальном средстве, необходимо выделить аудиторию для ДО: это могут быть группы совершенно разной «градации». У нас же речь идет о группах из общеобразовательных школ. Поэтому область рассмотрения оболочек ДО можно значительно сузить. Ниже приведены некоторые из оболочек, которые можно применять в школьных курсах:
1. бесплатная оболочка Мудл - http://moodle.org/;
2. cистема дистанционного обучения и тестирования СДОТ "Карат" - http://www.pvobr.ru/;
3. 1С:Образование 5. Школа - http://www.1c.ru;
4. Ispring - http://www.ispring.ru;
5. JoomlLmsru - http://elearningsoft.ru;
6. Wiki – среда - http://wiki.lyceum.edu.ru;
7. Net школа.
Весь перечень оболочек ДО нельзя назвать полным. Но учитывая, что общеобразовательные учреждения нуждаются в универсальном ресурсе, позволяющем усовершенствовать обучение, как основное, так и на расстоянии, то необходим список критериев, определяющих наиболее оптимальную виртуальную среду, инструменты которой дают возможность учителю осуществлять следующие задачи:
- обучение учащихся, находящихся на домашнем обучении;
- осуществление индивидуального подхода;
- осуществление контроля знаний учащихся на расстоянии;
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие исследовательских способностей учащихся;
- развитие творческого подхода школьников;
- развитие логического мышления;
- умение работать в группах;
- развитие усидчивости.
Ниже в таблице 2 представлен анализ некоторых оболочек ДО, выявляющий наиболее оптимальную среду, отвечающую выше поставленным задачам.
Таблица 2
Название продукта |
Хранение личной информации |
Контроль успеваемости учащихся |
Самоконтроль |
Форумы, чаты, личные сообщения |
Авторские учебные курсы |
Вебинары |
1С:Образование 5. Школа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Ispring |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
Moodle |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
JoomlLmsru |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Wiki – среда |
+ |
- |
- |
+ |
+ |
- |
Net школа |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Результаты исследования показывают, что JoomlLmsru является наиболее оптимальной виртуальной средой обучения. Но хотелось бы остановиться на оболочке iSpring, инструменты которой дают возможность учителю приготовить материалы к уроку не только дистанционному, но и очному.
iSpring работает как дополнение к PowerPoint. Он превращает PowerPoint в мощнейший инструмент для создания интерактивных интернет-курсов формата Flash, которые могут быть просмотрены на любом компьютере, вне зависимости от платформы.
Плюсы iSpring Suite:
- публикация в любой системе ДО;
- использование тестов и опросов;
- добавление звукового сопровождения;
- создание видеолекций;
- добавление интерактивности;
- настраивание дизайна и навигации.
При разработке дидактических электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться определенными принципами, которые можно в полной мере осуществить в данной оболочке, представленные в таблице 3.
Таблица 3
Принципы разработки курсов ДО |
Осуществление принципов в iSpring |
Минимизировать обращение к дополнительной литературе |
Учитель имеет возможность разрабатывать целую тему с подробным объяснением, предоставлять учащемуся полноценные уроки по каждому параграфу, тем самым сокращая необходимость школьника обращаться за помощью к дополнительным источникам. |
Модульный принцип |
Учитель разрабатывает целые блоки уроков по каждой теме, где один урок плавно переходит в другой, сохраняя при этом смысловую цепочку структуры темы |
Инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы |
Инструкции учащийся может получить on-line, непосредственно общаясь с самим учителем; также, при разработке каждого урока, учитель прописывает на каждом слайде инструкцию действий ученика, тем самым организуя всю деятельность ученика |
Контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания |
Разработка тестов, самостоятельных работ, контрольных работ, зачетов |
Применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе дает не только вспомогательный материал для обучения, не только возможность отработки пропущенных уроков или способ повышения мотивации к учебной деятельности. Дистанционное обучение должно включать в себя все эти элементы, что в совокупности дает нам универсальный способ общения учителя с учащимися. В результате мы получаем универсальный аппарат развития детей, позволяя общаться не только с определенным кругом людей по какому-то определенному вопросу, но и расширяя при этом возможности решения поставленных задач, проблем. Чтобы выполнять все перечисленные задачи и цели подойдут многие оболочки ДО. Но нужно учитывать фактор наглядности, доступности к различным способам решения поставленных проблем, необходимо наличие инструкций с наиболее понятными объяснениями. В данном случае все эти факторы выполняет программа iSpring Suite.