Применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе с целью повышение успеваемости отстающих школьников

Российский государственный социальный университет, Москва

В современном мире с развитием информатизации образования, усовершенствуются средства, применяемые в общеобразовательном процессе. И непосредственное влияние информатизация образования оказывает на дистанционное обучение (ДО). Теперь комплекс дистанционных технологий, объединенный в программное обеспечение, актуален в применении общеобразовательного процесса с аудиторией, посещающей очные занятия.

В последнее время появился целый ряд работ, посвященных дистанционному обучению, рассматривающих различные его аспекты. Теоретические основы и методические особенности внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс отражены в работах ГЛ. Андриановой, H.A. Гейна, A.B. Густырь, Ю.П.Господарика,  Г.А. Краснова, Г.В, Можаевой, П.А. Назарова, В.И. Овсянниковой,  П.И. Пидкасистого, Е.С. Полат,  A.B. Хуторского и др.[1]

В ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в статье 16 п.1 раскрывается понятие «дистанционные образовательные технологии» как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3], что в свою очередь полностью обуславливает актуальность сопровождения дистанционных технологий сетевыми средствами.

Исследованию различных аспектов обучения, с использованием информационных и коммуникационных технологий, посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей (М.И.Башмаков, Ю.С. Брановский, В. Васильев, И. Волков, И.В. Гребнев, В.В. Давыдов, П. Дюге, С. Керр, В.В. Лаптев, С.П. Плеханов, С.Н.Поздняков, В.В.Рубцов и др.). При этом в работах авторов отмечается перспективность широкого внедрения дистанционных образовательных технологий, которые, как отмечается в законе об образовании РФ, вправе использовать любое образовательное учреждение, а также самообразования на основе использования современных педагогических и перспективных информационных и коммуникационных технологий, средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний, научно-технической и учебно-методической информации. [2]

Анализ исследований по вопросам организации дистанционного обучения показывает, что, несмотря на то, что дистанционное обучение прочно вошло в нашу жизнь, практическое применение нашло большей частью в высшем учебном заведении. Но существует категория школьников, которые нуждаются в получении образования именно дистанционным способом. Данный факт внедрения ДО в образовательный процесс средней школы нельзя назвать единственным. Средства дистанционного обучения могут применяться в очно-урочном образовательном процессе. Ниже в таблице 1 представлены некоторые из причин, по которым возникает необходимость применения дистанционных технологий в общеобразовательном процессе в совокупности с традиционным обучением.

Таблица 1

Причина

Обоснование применения ДО

Пропуски уроков

Своевременное прохождение материала

Не усвоенные темы

Устранение пробелов, проведение консультаций

Исправление оценок

Контроль знаний

Повышенный интерес к предмету

Проведение конференций, олимпиад, эллективов

Необходимость в воспроизведении урока еще раз

Наличие наглядного пособия с подробным объяснением темы урока с возможностью самопроверки

Отработка материала

Самоконтроль

Приведенные причины вырисовывают необходимость в индивидуальной траектории обучения, которая в данном случае будет пониматься как личностно-значимый путь освоения образовательной программы, где содержание и структура пути определяется с учетом образовательных потребностей и познавательной самостоятельности обучаемого. Данное утверждение обуславливает необходимость внедрения и активного пользования программного обеспечения, позволяющего осуществить комплексное применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе с целью повышение качества получения знаний и мотивации отстающих школьников.

Таким образом, перед нами стоит задача: выявить наиболее оптимальную оболочку  дистанционного обучения, включающую комплекс дистанционных технологий, применяемых как в очном обучении в качестве вспомогательного инструмента, так и в дистанционном обучении с целью основного способа получения знаний.

Востребованность оболочки дистанционного обучения определяется по следующим критериям:

  1. доступность (коммерческая или распространяется свободно);
  2. минимальный набор инструментов оболочки ДО:
  3. функциональность (наличие в системе набора функций различного уровня, таких как форумы, чаты, анализ активности обучаемых, управление курсами и обучаемыми, а также другие);
  4. сохранение традиционных форм обучения;
  5. контроль результатов;
  6. совместная работа учащихся;
  7. создание вопросов и управление тестами;
  8. создание контента.

Прежде чем говорить о наиболее оптимальном средстве, необходимо выделить аудиторию для ДО: это могут быть группы совершенно разной «градации». У нас же речь идет о группах из общеобразовательных школ. Поэтому область рассмотрения оболочек ДО можно значительно сузить. Ниже приведены некоторые из оболочек, которые можно применять в школьных курсах:

1.  бесплатная оболочка Мудл - http://moodle.org/

2. cистема дистанционного обучения и тестирования СДОТ "Карат" - http://www.pvobr.ru/

3. 1С:Образование 5. Школа - http://www.1c.ru;

4. Ispring - http://www.ispring.ru;

5. JoomlLmsru - http://elearningsoft.ru;

6. Wiki – среда - http://wiki.lyceum.edu.ru;

7. Net школа.

Весь перечень оболочек ДО нельзя назвать полным. Но учитывая, что общеобразовательные учреждения нуждаются в универсальном ресурсе, позволяющем усовершенствовать обучение, как основное, так и на расстоянии, то необходим список критериев, определяющих наиболее оптимальную виртуальную среду, инструменты которой дают  возможность учителю осуществлять следующие задачи:

  1. обучение учащихся, находящихся на домашнем обучении;
  2. осуществление индивидуального подхода;
  3. осуществление контроля знаний учащихся на расстоянии;
  4. развитие познавательного интереса учащихся;
  5. развитие исследовательских способностей учащихся;
  6. развитие творческого подхода школьников;
  7. развитие логического мышления;
  8. умение работать в группах;
  9. развитие усидчивости.

Ниже в таблице 2 представлен анализ некоторых оболочек ДО, выявляющий наиболее оптимальную среду, отвечающую выше поставленным задачам.

Таблица 2

Название продукта

Хранение личной информации

Контроль успеваемости учащихся

Самоконтроль

Форумы, чаты, личные сообщения

Авторские учебные курсы

Вебинары

1С:Образование 5. Школа

http://www.1c.ru

+

+

+

+

+

-

Ispring

http://www.ispring.ru

+

+

+

-

+

+

Moodle

https://moodle.org

+

+

-

+

+

-

JoomlLmsru

http://elearningsoft.ru

+

+

+

+

+

+

Wiki – среда

http://wiki.lyceum.edu.ru

+

-

-

+

+

-

Net школа

+

+

+

+

+

-

Результаты исследования показывают, что JoomlLmsru  является наиболее оптимальной виртуальной средой обучения. Но хотелось бы остановиться на оболочке iSpring, инструменты которой дают возможность учителю приготовить материалы к уроку не только дистанционному, но и очному.

iSpring работает как дополнение к PowerPoint. Он превращает PowerPoint в мощнейший инструмент для создания интерактивных интернет-курсов формата Flash, которые могут быть просмотрены на любом компьютере, вне зависимости от платформы.

Плюсы iSpring Suite:

  1. публикация в любой системе ДО;
  2. использование тестов и опросов;
  3. добавление звукового сопровождения;
  4. создание видеолекций;
  5. добавление интерактивности;
  6. настраивание дизайна и навигации.

При разработке дидактических электронных материалов для ДО необходимо руководствоваться определенными принципами, которые можно в полной мере осуществить в данной оболочке, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Принципы разработки курсов ДО

Осуществление принципов в iSpring

Минимизировать обращение к дополнительной литературе

Учитель имеет возможность разрабатывать целую тему с подробным объяснением, предоставлять учащемуся полноценные уроки по каждому параграфу, тем самым сокращая необходимость школьника обращаться за помощью к дополнительным источникам.

Модульный принцип

Учитель разрабатывает целые блоки уроков по каждой теме, где один урок плавно переходит в другой, сохраняя при этом смысловую цепочку структуры темы

Инструкции по изучению материала и организации самостоятельной работы

Инструкции учащийся может получить on-line, непосредственно общаясь с самим учителем; также, при разработке каждого урока, учитель прописывает на каждом слайде инструкцию действий ученика, тем самым организуя всю деятельность ученика

Контрольные задания, вопросы для самопроверки с ответами, тренировочные задания

Разработка тестов, самостоятельных работ, контрольных работ, зачетов

Применение дистанционных технологий в общеобразовательном процессе дает не только вспомогательный материал для обучения, не только возможность отработки пропущенных уроков или способ повышения мотивации к учебной деятельности. Дистанционное обучение должно включать в себя все эти элементы, что в совокупности дает нам универсальный способ общения учителя с учащимися. В результате мы получаем универсальный аппарат развития детей, позволяя общаться не только с определенным кругом людей по какому-то определенному вопросу, но и расширяя при этом возможности решения поставленных задач, проблем. Чтобы выполнять все перечисленные задачи и цели подойдут многие оболочки ДО. Но нужно учитывать фактор наглядности, доступности к различным способам решения поставленных проблем, необходимо наличие инструкций с наиболее понятными объяснениями. В данном случае все эти факторы выполняет программа iSpring Suite.

Список литературы: 

1. Колбин Р.В. Дистанционные образовательные технологии как средство обучения информатике в условиях профильной школы: автореферат… кандидата педагогических наук: 13.00.02 – Челябинск, 2007 – 181с
2. Снегурова В.И. Методическая система дистанционного обучения математике учащихся общеобразовательных школ: автореферат…доктор педагогических наук: 13.00.02 – Санкт-Петербург, 2010 – 513с
3. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - http://www.rg.ru
4. http://www.ispring.ru

Приложения: 

Код публикации: 

3159