Все течет, все изменяется…
Гераклид
Информатизация общества - следовательно, и информатизация школы – это процесс, при котором создаются условия удовлетворения потребностей любого человека в получении необходимой информации.[1]
В настоящее время информационные технологии неразрывно связаны с педагогической деятельностью учителя, а современная школа – это, прежде всего школа, отвечающая требованиям новых стандартов, школа в которой развернута и действует, в частности, информационно-образовательная среда.
Приведу выдержки из ФГОСов: «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов…
Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:
- информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
- современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
- дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса»[2]
Школьные сайты, цифровые ресурсы, электронные портфолио учителей и учеников, сетевое взаимодействие – это не дань моде, а необходимость и многие учителя это понимают, принимают и активно используют информационные технологии с целью повышения эффективности своей работы. Доступность, открытость педагога, новые информационные технологии с интересом воспринимаются учениками, которые в свою очередь – дети века информационных технологий привыкшее, увы, уже с раннего возраста общаться с компьютером органично воспринимают «цифровую» информацию.
Профессиональная деятельность учителя в сфере информационных технологий охватывает следующие направления:
Деятельность учителя по организации учебного процесса:
- Использование цифровых ресурсов
- Дистанционное обучение
- Сетевое общение (с учениками и коллегами)
Формирование профессионального портфолио педагога:
- Научные, методические публикации
- Собственные достижения и достижения учеников
- Фото- и видео- отчеты
Какими же инструментами располагает современный учитель?
- Электронный дневник/журнал;
- Школьный сайт;
- Наборы ЦОР в сети Интернет;
- Электронная почта;
- Персональный сайт учителя / методического объединения;
- Сетевые сообщества.
Безусловно, многие ресурсы, такие как электронный журнал, школьный сайт не дают возможности учителю в полной мере «раскрыться», показать свою работу, реализовать свои педагогические цели – здесь он зажат в строгие рамки, а собственный персональный сайт, собственное пространство учителя предоставляет возможность полностью использовать современные технологии и индивидуально подойти к этому вопросу.
Учителя нашей школы вот уже второй год используют для целей создания информационно- образовательного пространства сервисы проекта Google.
Что же может найти учитель полезного, работая в этом пространстве:
- Пространство для хранения файлов;
- Веб-альбомы с фотографиями;
- Возможность поиска, размещения и хранения видео-
- Формы для статистических опросов
- Инструмент для создания сайтов [3]
Хочу пояснить что, конечно же, выбор пал на Google возможностью создания персональных сайтов учителей. Здесь мы нашли удобный инструмент проектирования, оформления сайтов. А дальше – больше: удобно размещать фотографии, фото- отчеты в отдельных Web-альбомах, к которым можно предоставлять доступ различного уровня. Удобно хранить информацию на дисковом пространстве в Интернете (текстовые документы, электронные таблицы, презентации файлы, папки, архивы) – это позволяет предоставлять ее любому пользователю, совместно редактировать ее, если нужно, просматривать и загружать.
Вот лишь малый перечень примеров: домашние работы, доклады, проекты, материалы к урокам: тексты, фото и видео- материалы – все в электронном виде можно размещать в совместном доступе. Главное условие – наличие аккаунта на сайте Google.
Мы всего лишь в начале пути освоения данной технологии сетевого взаимодействия. Как учителю информатики, мне было бы интересно организовать взаимодействие педагогов, используя технологии создания групп для обсуждения тем, рассылки, а так же создания собственных блогов учителей.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что подобные технологии уже есть во многих поисковых и почтовых системах, но в данном случае Google привлекает своими широкими возможностями и образовательной направленностью своего проекта.